18+
28 Марта 00:28
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

«Август. Восьмого»: несложившийся пасьянс

Московская критика, мягко говоря, без аплодисментов встретила премьеру фильма «Август.Восьмого», которую снял российский режиссер родом из Ташкента Джаник Файзиев. Вот что пишет, например, Светлана Хохрякова.

Московская критика, мягко говоря, без аплодисментов встретила премьеру фильма «Август.Восьмого», которую снял российский режиссер родом из Ташкента Джаник Файзиев. Вот что пишет, например, Светлана Хохрякова.

-В московском кинотеатре «Пушкинский» состоялась премьера фильма Джаника Файзиева «Август. Восьмого», самого дорогостоящего и приоритетного проекта Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кино.

Тема сложная – грузино-осетинский конфликт, случившийся в августе 2008 года. От постановщика она требовала эмоционального погружения и личностного подхода. Но, как оказалось, это совсем не входило в намерения Джаника Файзиева. Он снимал приключенческий экшен, хотел рассказать о любви на фоне трагических событий.

И никакой политики. В числе производителей проекта «Главкино» – новейший кинотелевизионный концерн, основанный в 2008 году Фёдором Бондарчуком, Константином Эрнстом и Ильей Бачуриным. «Август. Восьмого» – их первый опус.  Между прочим, одной из задач нового предприятия является создание кино национального значения. По сути, тут тот самый случай. Но ушли создатели фильма совсем в другую сторону.

Премьеру обставили с театральным размахом. Пушкинскую площадь охватили кольцом полиции. Установили палатки, где гостей пропускали через рамку металлоискателей, строго и враждебно проверяли списки приглашённых. Дальше зрители попадали в более гостеприимную, хоть и мрачноватую атмосферу. Под искусственной зеленью деревьев стояли деревянные столы для армейского угощения, где по окончании фильма устроили фуршет.

Муляжи вооружённых людей в военной форме встречали публику у входа в кинозал. Звёзды, собравшиеся в большом количестве на премьеру, после фильма куда-то быстро ускользали, отказываясь комментировать увиденное. Многие журналисты работали вхолостую, безуспешно пытаясь разговорить VIP-персон.

Джаник Файзиев начинал когда-то творческий путь с совсем с другого кино. Его картины «Камми» и «Кто ты?» теперь кажутся сделанными совсем другим человеком и в другую эпоху. В последнее время он резко взял курс на фильмы иного толка: «Остановка по требованию 2», «Турецкий гамбит», в своё время шумно разрекламированный как выдающиеся произведение, теперь мало кто вспомнит. Файзиев также продюсировал «Адмирала» и «Каникулы строгого режима», стал олицетворением телевизионного производства со всеми вытекающими.

Сценарий написан им в соавторстве со сценаристом, режиссёром и актёром американцем Майклом А. Лернером, имеющим опыт работы на съёмках боевиков и триллеров, что было принципиальным для авторов данного проекта. Как и то, что у него имеется стаж военного корреспондента, побывавшего в горячих точках.

Требовался и непредвзятый взгляд иностранца. Хотя зачем – непонятно, ведь никаких политических и человеческих оценок здесь преднамеренно не делалось. Кто-то даже сравнил увиденное с «Трансформерами» – порой кажется, что действие происходит в компьютерной игре, в какой-то воображаемой реальности.  

Оператор Сергей Трофимов – тоже не последний человек в своём деле. Он работал  на картинах «Дневной дозор», «Ночной дозор», «Чёрная молния».

Главную роль сыграла молодая и способная актриса Светлана Иванова, но часто выглядит на экране она нелепо. Её 23-летняя героиня Ксения отправляется в Цхинвал за своим семилетним сыном Артёмом.

Будучи аполитичной, она не следит за событиями, происходящими в мире. Поэтому так легкомысленно отправляет ребёнка к его отцу Зауру. Тот служит в миротворческих войсках в Цхинвале, неподалёку в деревне живут его родители-осетины.

А сама Ксения со своим новым и обеспеченным кавалером из банка собирается на отдых в Сочи. В это самое время и разгорается грузино-осетинский конфликт. Осознав весь ужас происходящего, Ксения отправляется за сыном.

Так начинается героическое путешествие матери, задуманное режиссёром. Ей предстоит пройти самые опасные в её жизни пять километров по территории, на которую вошли грузинские войска.

Параллельно всем этим жизненным перипетиям развивается политическая линия. Президент страны Дмитрий Медведев (имя его, правда, не звучит, но вполне понятно, что это он) в исполнении Владимира Вдовиченкова, проводит совещание за совещанием с председателем ФСБ, генералами, чтобы принять единственно правильное решение в сложившейся ситуации. Зрители в зале начинают гадать, кто есть кто на политическом Олимпе. И ничего в этом пасьянсе не складывается.     

Практически все актёры барахтаются как в проруби. Ни одной хоть сколько-нибудь заметной работы нет. Странное камео у Гоши Куценко. Для чего он тут изображает самого себя и что вообще делает? Максим Матвеев, обычно играющий миловидных молодых людей, получил роль сильного парня, который в опасных условиях принимает важные решения, ведёт за собой людей и спасает Ксению и её сына. Герой без страха и упрёка, всё время переговаривающийся с мамой по телефону.

Заура сыграл Егор Бероев. Он благороден и красив и погибает как герой вместе со своими родителями. Их в упор расстреляют беспощадные грузинские солдаты.

Изначально Джаник Файзиев предполагал созвать международную команду, а в главной  роли видел Натали Портман. Но бюджет для этого был маловат, да и актрисе было не до того – она готовилась стать матерью. Так что обошлись собственными силами. Снимали в Москве, Сухуми и Северной Осетии.

Кое-кто из журналистов минувшим летом прямо с сочинского «Кинотавра» отправлялся на съёмочную площадку в Абхазию, и многое их впечатлило. Только вот результат оказался совсем скромным. Но особенно плохо то, что на таком кровавом материале выстраиваются умозрительные конструкции, потому неглубоки и актёрские работы.

Говорят, что участники и очевидцы тех событий, которые присутствовали на премьере, ничего оскорбительного для себя не увидели. Можно, конечно, на том и успокоиться, но хотелось бы чего-то большего. Не абстрактный третьеразрядный боевик, а что-то волнующее душу. Иначе зачем заниматься кино и считать себя кинематографистами?

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности