Вся правда о «Мурке»
Вести.UZ
Баннер

fms-rossii Система Orphus
   

Русский мир
Вся правда о «Мурке»
2017-03-17 12:58:50

На Первом канале закончился сериал "Мурка". В основу фильма легла знаменитая одноименная песня о трагической любви, давно уже ставшая фольклором. Песню про "Мурку в кожаной тужурке" знают все, вот эту-то историю и превратили в захватывающий фильм. 

... Отважная сотрудница УГРО Мурка, Маруся Климова, держала в страхе всю Одессу. Говорили про нее разное. Но была ли она главой настоящей гастролирующей банды? Создатели картины нашли факты, которые полностью переворачивают историю известной воровской шайки. Вот что рассказывает сценарист Андрей Калитин:

- «Мурка» - самая популярная песня ХХ века. Ее принято считать чуть ли не гимном криминального мира, но на самом деле песня о секретной операции ЧК.  

Маруся Климова - это абсолютно реальный персонаж, она всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать «код Мурки» было непросто, в ходе расследования одна тайна сменяла другую. Правда, главный вопрос – о судьбе Маруси Климовой – до сих пор остается открытым…  

doc6twvqkbcnis1d6zcidon 800 480 

В Одессе в 20-х годах ХХ века была проведена одна из наиболее засекреченных и уникальных операций ГубЧК. Опергруппа московской милиции, перевоплотившись в банду, отправилась к криминальной «жемчужине у моря», чтобы разоблачить шайку воров, а главное— найти их главаря.

Мы нашли учетную карточку Марии Прокофьевны Климовой, тогда ей было 25 лет. Она была агентом МУРа и через какое-то время именно ей поручили возглавить эту «банду». Надо напомнить, что Одесса - крупнейший морской порт, через который шли грузы и товары из Европы. В городе процветала контрабанда, фальшивомонетчики всех мастей тоже «трудились» именно здесь.  И хотя еще в 1918 году Одесса была "взята" красноармейцами, в ней все равно была очень напряженная обстановка. В пригородах действовало до 30 разрозненных банд, хорошо вооруженных со времен Первой мировой. Вся фактура абсолютна реальная.

Например, в фильме есть такой герой, как ювелир Карджогло (его играет Джаник Файзиев), история его ограбления - одна из самых громких в Одессе времен НЭПа.

Конечно, мы что-то фантазировали, но даже фамилии персонажей взяты нами из реальных уголовных дел. Ну а одна из самых загадочных историй того времени - это крупное ограбление банка «Лионский кредит», легендарное, не раскрытое преступление, окутанное тайнами и секретами. В нашей картине ограбление «Лионского кредита» было задумано для того, чтобы выманить на него банду Бриллианта.

Интересные предположения делает генпродюсер картины Джаник Файзиев:

- Посмотрев на эту учетную карточку, мы решили, что именно эта сотрудница органов и есть та самая Маруся Климова, которая стала главной героиней песни. Но есть и еще одно обстоятельство, которое толкнуло нас на создание собственной версии этих событий. Дело в том, что у песни «Мурка» есть варианты, согласно которым «банда» прибыла в Одессу «из Ростова», «с Петрограда» и «из Амура». А в одном из авторских текстов вообще написано «из-за МУРа». И этот вариант интересен больше других. Эти все истории вместе совместились, и нам показалось, что возникает очень красивая история о том, как чекисты отправили в Одессу подпольную банду, для того чтобы вскрыть бандформирования изнутри. Дальше мы добавили творческой фантазии. Если искать криминальные сюжеты, то богаче той жизни ничего не придумать! Занимаясь исследованиями архивов, мы "раскопали" просто удивительные банды. Там были банды китайцев, которые торговали кокаином и открывали наркопритоны, где можно было курить опий, были румынские контрабандисты, английские и французские шпионы. Была даже банда бывших циркачей, которые прыгали на пружинах, а лица мазали фосфором, и в результате производили устрашающее впечатление на бедных горожан. Время было экстравагантное, НЭП, каждый тогда реализовывался по-своему...

Ну а сценарист Андрей Рубанов отмечает, что 1920-е годы - невероятно богатый событиями исторический период.

- Тогда, чтобы навести порядок, в крупные города отправлялись вооруженные отряды чекистов. Пулеметные дуэли, газовые атаки, зверства банды «Коршуны» со зловещими татуировками и налетчиков из шайки «Бим-бом» с разукрашенными фосфором лицами - это лишь некоторые из элементов сюжета картины. Основные отрицательные герои вымышленные, но многих наших персонажей мы наделяли чертами реальных людей. Что касается прозвища лидера преступного мира Одессы - Бриллианта, это имя мы привнесли, но такая кличка была у одного из первых воров в законе, страстного поклонника ювелирных украшений. Кстати, он еще использовал бриллианты, чтобы вскрывать окна... Но мне еще особенно приятно, что в числе персонажей есть поэт Эдуард Багрицкий. Как раз в это время в милиции в Одессе работал 19-летний Евгений Катаев, которого мы знаем как автора «Золотого теленка» Евгения Петрова. И он тоже есть у нас в сценарии. Так что у нас в фильме есть не только криминальная, но и литературная Одесса. 

doc6twvqlz7sxx79e1ndoj 800 480

На ключевые роли в фильм актеров взяли без проб - заранее понимая, что они с ними справятся без проблем.. Так, например, рассказывает Джаник Файзиев, было с Сергеем Гармашем:

- Он у нас играет вора в законе по прозвищу Грек, который под давлением обстоятельств пошел на сотрудничество со следствием. Его привозит с собой из Москвы герой Пореченкова, чтобы поймать Бриллианта на живца. В такой роли Сергея Гармаша еще не видели. Михаила Пореченкова тоже утвердили без проб.

Пореченков в "Мурке" играет чекиста, который, собственно, и руководит операцией.

- Характер у моего героя сложный, - рассказывает Михаил Пореченков, - он – человек без эмоций, но это только на первый взгляд. Он отправляет людей на испытания и страдания, рискует их жизнями. Тут не до сантиментов. Но в целом он – нормальный мужик. С характером.

А вот кастинг на роль главной героини был долгим. Актриса должна была органично смотреться с оружием, совмещая в образе две своих ипостаси - милую девушку и девушку-бойца. Джаник Файзиев рассказывает:

- Мурка до Одессы несколько лет воевала, жила в окопах. И этот привкус пороха - его труднее всего изображать актрисе. Поэтому когда выбор уже сократился до нескольких кандидаток, решающим было - у кого все будет получаться органично. Выбор пал на Машу Луговую, которая никогда ничего подобного не играла.

- Я понимала, что моей героине нужно строить полки из бандитов и воров, и чтобы почему-то взрослые серьезные мужчины вдруг верили этой маленькой, худенькой девочке. И тогда в моей голове возник образ волчонка, - поделилась впечатлениями о роли Мария Луговая. - Не понятно, что она сделает в следующую секунду - она может достать маузер, может ножом ударить по руке, может поцеловать. Ее сила в эффекте неожиданности. Но когда вдруг она впервые в жизни начинает чувствовать себя женщиной, когда напротив нее не пистолет, а мужское обаяние и сила, она абсолютно не знает как себя вести, и становится абсолютным ребенком. Этот внутренний конфликт и становится главным для Маруси Климовой. На наших глазах этот волчонок превращается в волчицу.

По словам актрисы Марии Луговой, в картине у Мурки два возлюбленных –герой Алексея Бардукова, с которым Климову связывает невинная юношеская любовь, как у брата с сестрой. Ну а настоящей ее любовью становится герой, которого играет Антон Хабаров. Актер, кстати, отлично прошел все пробы, но создатели картины еще сомневались, таким ли должен быть этот герой. Антон "добил" продюсера, заявив, что для роли похудеет на десять килограммов. И точка была поставлена.

Алена Бабенко сыграла одесского комиссара Соню Гертнер, ее героиня очень тонка психологически, с чем Бабенко справилась. А одна из самых ярких ролей досталась Светлане Ходченковой, которая сыграла аристократку Варвару Шаховскую, даму голубых кровей, но вынужденной жить "на содержании".

- Одевается она по последней моде, выписывая наряды из Парижа. В 1920-м году только закончилась гражданская война, время еще нестабильное, но у этой аристократки есть богатые покровители. Поэтому Светлана выглядит у нас королевой. Ее героиня часто носит жемчуг, символ нежности и слез. Это неспроста — Варваре многое предстоит пережить, - рассказывает художник по костюмам Дмитрий Андреев.

К слову, вещи в фильме - сплошь винтажные, подобранные тщательно, от верхней одежды до нижнего белья. Точность соблюдена абсолютная, - говорят художники по костюмам.

Для съемок "Мурки", которые проходили в Крыму и в Москве, построили уникальные декорации банка "Лионский кредит", гостиницы "Лондонская", "опиумной", приморского кафе, базы в степи. Интерьеры создавали по эскизам, найденным в архивах. Требование продюсера - больше цвета - выполнялось неукоснительно. По словам режиссера Ярослава Мочалова, прежде никто не снимал так "бандитскую Одессу 20-х":

- Все привыкли видеть подобные сюжеты в традиционно-монохромной цветовой манере и более реалистичной стилистике. Мы работали в непривычном интересном визуальном жанре. Мы выстроили стилизованный аналог одесских улиц на натурной площадке «Мосфильма». Для каждого здания был подобран свой определенный цвет, который работал на контрасте с красками соседних домов и формировал уникальный облик нашего фильма. Так постепенно возникал образ кричащего и неоднородного города с множеством масок, за которыми скрыты смертельные ловушки. В Крыму была выстроена другая декорация — база Апостолов в степи. Объект получился очень большой и предельно натуралистичный и яркий. Правда, сильные степные ветры один раз снесли часть декораций, и башню базы пришлось восстанавливать.

По-разному добивались одесского говора. Кому-то, как Нине Дворжецкой, ничего не надо было делать, владеет говором и Гармаш, а кого-то подучивали, что-то подправляли на озвучании.

Перед съемками исполнительница главной роли Мария Луговая прошла настоящий курс молодого бойца: освоила верховую езду и несколько приемов рукопашного боя, научилась обращаться с огнестрельным оружием. А героиня Алены Бабенко участвовала в пулеметной дуэли. Актриса нажимала на гашетку настоящего пулемета системы «Максим», и хоть и стреляла холостыми патронами, окна в павильоне дребезжали по-настоящему.

– Мало кто знает, что знаменитый пистолет-автомат Томпсона - атрибут американских бандитов - стоил больше, чем автомобиль «Форд», - рассказывает Джаник Файзиев. - Мы это учитывали, поэтому наши герои смотрятся действительно круто. Они эмоциональны, оружие друг на друга наставляют часто, так вот 80 процентов того оружия, которое вы увидите, - настоящее. Как правило, снимая это время, ограничиваются пистолетом Нагана, винтовкой Мосина и пулеметом системы Максим. Но в Одессе того времени оружия было много, и очень разного. Все, что мы смогли найти в запасниках Мосфильма, использовали в фильме: например, это редчайшие карабины Генри, уникальный обрез нашли для героини Нины Дворжецкой. Один из поворотов сценария связан с необычной гильзой, для этого мы нашли короткоствольный маузер другого калибра, и эта деталь позволила сделать историю внутренне богаче.  

doc6twvqjwm715obcxadoj 800 480

Для съемок актриса Мария Луговая отрезала волосы, Алена Бабенко стала брюнеткой, а Михаил Пореченков на время поступился принципами и взял в руки сигарету. В кадре он частенько курит, но поскольку не курит в реальной жизни, ему дал "курительный мастер-класс" Сергей Гармаш: учил, как правильно держать сигарету, красиво выпускать дым.

История создания песни “Мурка”

Автор «Мурки» – одесский поэт Яков Ядов. Сама песня была написана в Одессе ориентировочно в 1921–1922 годах. Из-под его пера вышли такие шедевры, как «Бублички» и «Гоп со смыком». Свое имя Ядов, опасаясь репрессий и гонений на авторов криминального эпоса, действительно со временем предпочел скрыть. Был у песни и композитор – знаменитый музыкант Оскар Строк, положивший стихи Ядова на музыку в начале 1923 года. В настоящее время известно около 25 вариантов слов "Мурки". Ядов не был поклонником криминального шансона, но ярко и иронично описывал в стихах самые «классические» образы Одессы времен зарождавшегося в 1920-е НЭПа. При этом он зашифровывал в своих произведениях реально происходившие в городе события.

Перед вами — самый первый вариант песни «Мурка», его-то и написал Яков Ядов.

Прибыла в Одессу банда из Ростова,

В банде были урки, шулера.

Банда занималась темными делами,

И за ней следило ГубЧК.

Темнота ночная, только ветер воет,

А в развале собрался совет —

Это хулиганы, злые уркаганы,

Собирали срочный комитет.

Речь держала баба, звали ее Мурка,

Хитрая и смелая была.

Даже злые урки —и те боялись Мурки,

Воровскую жизнь она вела.

Припев:

Мурка, ты мой Муреночек,

Мурка, ты мой котеночек,

Мурка, Маруся Климова,

Прости любимого!

Ведь пошли провалы, начались облавы,

Много стало наших  пропадать.

Как узнать скорее, кто же стал шалавой,

Чтобы за измену покарать?

Раз пошли на дело, выпить захотелось,

Мы зашли в фартовый  ресторан.

Там сидела Мурка в кожаной тужурке,

А из-под полы торчал наган.

Мурка, в чем же дело, что ты не имела?

Разве я тебя не одевал? Кольца и браслеты,

юбки и жакеты Разве ж я тебе не добывал?

Здравствуй, моя Мурка, Мурка дорогая,

Здравствуй, моя Мурка,  и прощай!

Ты зашухерила всю нашу малину,

А теперь маслину  получай!

Ольга Кузьмина







Другие статьи раздела

Откуда пошел Русский мир ( 2017-04-17 10:07:28)
Легенда узбекского кино ( 2017-04-15 15:13:49)
«Мертвые» дипломы оживут ( 2017-04-12 10:00:51)
"Фемида" признала узбекского юриста ( 2017-03-29 11:42:06)
В Бухаре не узнали ведущего «Модного приговора» ( 2017-03-22 18:18:33)
Воскресили мумию русофобии ( 2017-03-13 11:53:32)


Как вы оцениваете отношения между Россией и Узбекистаном?