Откуда пошел Русский мир
Вести.UZ
Баннер

fms-rossii Система Orphus
   

Русский мир
Откуда пошел Русский мир
2017-04-17 10:07:28

Концепция «Русского мира» зародилась в 1990-х, но окончательно офомиралась с приходом к власти Владимира Путина. 

Она в сумме предлагает сильный репертуар: это продукт геополитического воображения, размытый атлас, на котором разные регионы мира рисуются в вольном смысле, как и их различные связи с Россией. 

Она служит аргументом для России в деле воссоединения со своим досоветским и советским прошлом через примирение с российскими диаспорами за рубежом. Она является важнейшим инструментом России для брендирования ее на международной арене и продвижения ее собственного голоса в мире.  

Траектория развития концепции

В концепции Русского мира понятие мира должно пониматься в его древнем значении, как цивилизационного пространства: древние источники говорили о греческом мире, римском мире и византийского мире, чтобы определить обширные пространства, находящиеся под влиянием единого центра. Эти обширные пространства не только разделяли культурные ценности центра, но они демонстрировали свою политическую лояльность к нему и были включены в его экономическую орбиту. Во многих этих аспектах концепция Русского мира является обновленной версией древнего восприятия общего цивилизационного пространства. В первые годы его использования термин часто писался с использованием дореволюционного русского алфавита (Русский Мiръ), усиливая налет старины.

323071 900

Первое появление термина можно увидеть в средние века, когда делались попытки определения Древней Руси. В трудах великого князя Киевского Изяслава Ярославовича в 11 веке говорится о «Херсонском и Русском мире». В девятнадцатом веке термин подхватил граф Сергей Уваров (1786-1855), президент Императорской Академии наук и министр просвещения, известный тем, что придумал триаду правления царя Николая I: «самодержавие, православие, народность». Однако термин не стал популярным, предпочтение было отдано другим понятиям. Отец-основатель славянофильства Алексей Хомяков (1804-1860) говорил о «русском духе», философы Серебряного века Владимир Соловьев и Николай Бердяев о «русской идее» и, как в России, так и на Западе принято говорить о «русской душе», особенно, когда необходимо подчеркнуть о вечном непонимании России.

Отцами современного понимания Русского мира стали Петр Щедровицкий и Глеб Павловский. В 1999 году в статье Щедровицкого и Ефима Островского под названием «Россия: страна, которой не было» был дан откровенный подзаголовок: «Создать «имидж» России сегодня означает построить новую систему связей между русскими». Текст читается как манифест, вдохновленный Глебом Павловским, о необходимости создания странового имиджа. Авторы явно ссылаются на маркетинговые методы, упоминая, к примеру, сигаретный бренд Camel и запуск Camel Trophy как успешный пример «ребрендинга». В результате понятие Русского мира с момента своего рождения было связано с идеей внутреннего и международного имиджа России.

По словам авторов, «В течение ХХ века под воздействием тектонических исторических сдвигов, мировых войн и революций, на планете сложился Русский Мир — сетевая структура больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке. Не секрет, что на территории, очерченной административными границами РФ, проживает едва ли половина населения Русского Мира. Государственная форма, возникшая на территории РФ на рубеже 90-х годов, не стала адекватной формой включения российского общества в мировой исторический процесс… Этот процесс современной социальной деградации был компенсирован процессами формирования в течение всего ХХ века масштабной русской диаспоры в мире». В заключении статья подчеркивает инновационный характер Русского мира как знак новой, глобальной России: «Русский Мир в Мире Миров, вовлекающий русских всего мира в участие в одном из новых глобальных метапроектов».

Эти люди были далеки от этно-националистов, стремящихся к этнически чистой России без меньшинств. Термин «русский» в их понимании не имеет этноцентрического характера. Их проект капитального ремонта идентичности России стремился быть всеобъемлющим, рисуя будущее России в диалоге с миром, в комфорте с рыночной экономикой и заимствованием коммерческих стратегий. Тем не менее, они не используют термин «российский», который слишком напоминал политический проект Ельцина и потерпевшую крах либеральную идеологию, что подрывало гордость своей идентичностью и создавало впечатление копирования Запада.

В отличие от ельцинского проекта, Русская Россия Павловского, Щедровицкого и других их единомышленников призывала к участию в глобализованном мире со своим особенным голосом. Создатели этой концепции вдохновлялись русской философией, Соловьевым и Бердяевым, но в то же время были специалистами по маркетингу и брендингу. Это слияние жанров оказалось успешным миксом.

Кроме того, концепция Русского мира никогда четко не обозначала три элемента в своем составе: политику в отношении ближнего зарубежья (концепция возникла под эгидой исследования политики России в СНГ); взаимодействие России с российскими диаспорами в мире (концепция была создана в период, когда заново открывались богатства духовной жизни российской эмиграции); и бренд России как PR и мессианский проект.

Как концепция эволюционировала до того, как была впервые использована президентом в 2001 году? Чтобы понять это, нужно взглянуть на развитие другой концепции – «соотечественников». Действительно, у концепции Русского мира есть сводный брат, «русский вопрос». Термин изначально вышел из знаменитой работы Александра Солженицына 1994 года «Русский вопрос в конце 20-го века». По мнению автора, новая Россия должна возродиться из духовного пепла через воссоединение с досоветским прошлым и возрождение сельского мира, который был разрушен в результате насильственных программ модернизации при Сталине и Хрущеве. Россия должна порвать с советским экспериментом не только идеологически, но и территориально: забыть о регионе Южного Кавказа и Центральной Азии, как продукте больного имперского экспансионизма, и восстановить привилегированные отношения с Беларусью, Украиной и суверенным Казахстаном, которые должны быть объединены в единое государство восточных славян.

Приход Владимира Путина к власти в 2000 году создал новую динамику для концепции соотечественников. С первых месяцев пребывания у власти, президент обозначил демографический риск, ставший очевидным в России и угрожавший ее исчезновением. Президент инициировал новую политику инфраструктуры вокруг «соотечественников» и дал старт рождению «Русского мира». Концепция Русского мира получила развитие в течение следующего десятилетия, постепенно институционализируясь в российских государственных органах, воплощая как политику России в ближнем зарубежье, так и публичную дипломатию России к остальной части мира, особенно на Западе.

Русский мир как общественная политика России

Общественная дипломатия является одновременно новой и глубоко укоренившейся концепцией для России.

Президент Путин впервые использовал термин «русский мир» в 2001 году в речи перед Всемирным конгрессом соотечественников, живущих за рубежом, и отметил, что «Русский мир далеко выходит за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса». В 2006 году, в своей речи в доме Державина в Санкт-Петербурге Путин отметил концепцию во второй раз, объявив, что 2007 год станет годом русского языка. Путин отметил русский мир в третий раз в своей «крымской» речи 18 марта 2014 года, оправдывая аннексию Россией Крыма. Он сказал, что надеется, что Германия, как страна, ранее разделенная, поймет и поддержит «стремление русского мира, исторической России к восстановлению единства».

До этого Дмитрий Песков, пресс-секретарь Кремля, провозгласил, что «Россия — страна, на который зиждется русский мир, а президент этой страны Владимир Путин является главным гарантом безопасности Русского мира».

Министр иностранных дел Сергей Лавров, в свою очередь, упомянул концепцию, как культурное явление. В начале 2015 года, отвечая на вопрос литовских СМИ, он подверг критике тех, кто обвинял Россию в желании аннексировать новые территории: «сначала вы сказали, что всех пугают желание России восстановить Советский Союз, стремление к «собиранию русских земель». Просил бы, если у Вас есть конкретные источники, предоставить цитаты из выступлений кого-либо из официальных российских представителей, кто предлагал бы восстанавливать Советский Союз или «собирать русские земли». Русский мир – это совершенно другой вопрос. Русский мир – это культура, язык, ценностные и религиозные ориентиры. Как любая нормальная страна …мы хотим сохранить свое культурное наследие».

Московский Патриархат также использует термин, но Патриарх Кирилл явно предпочитает другую концепцию: Святой Руси. Этот термин охватывает условную каноническую территорию Патриархии, т.е. Украину, Беларусь, Молдову и Казахстан. В русском языке термин «русский мир» имеет и второе значение как «состояние согласия, отсутствие войны». Несмотря на то, что в этом смысле термин редко используется, неоднозначность толкования термина остается.

Ошибочно считать концепцию Русского мира как нечто уникальное, присущее только России. Понятие франкофонии во многом похоже на Русский мир и опирается на такую же амбивалентность. Можно провести параллель между Русским миром и Британским Содружеством. Концепцию Русского мира также можно сравнить с американской общественной дипломатией. Очевидно, что Россия явно повторяет многие меры политики США в отношении создания собственной дипломатии НПО и присутствия в СМИ. С точки зрения российских властей, Россия тиражирует свою общественную дипломатию в защиту того, что она понимает как свои национальные интересы.

Русский мир не означает косную доктрину. Его размытость и эластичность являются ключевыми элементами функциональности: это геополитическая метафора, колеблющаяся пустая значимость, открытая для всякого вида ребрендинга и повторной артикуляции. Это не инструмент для России, чтобы закрыться в себе, но путь диалога с миром.

Марлен Ларуэль







Другие статьи раздела

Откуда пошел Русский мир ( 2017-04-17 10:07:28)
Легенда узбекского кино ( 2017-04-15 15:13:49)
«Мертвые» дипломы оживут ( 2017-04-12 10:00:51)
"Фемида" признала узбекского юриста ( 2017-03-29 11:42:06)
В Бухаре не узнали ведущего «Модного приговора» ( 2017-03-22 18:18:33)
Воскресили мумию русофобии ( 2017-03-13 11:53:32)


Как вы оцениваете отношения между Россией и Узбекистаном?