На днях в Ташкенте открылся Дворец профсоюзов. И это повод вспомнить о том, кто было здесь более 100 лет назад, а заодно повесить и мемориальную доску.
в 2013 году ташкентский грузин Георгий Цинцадзе закончил строительство первого кирпичного цирка в столице Туркестана.
Здесь жил его крестный Давид Лежава, который забрал его из грузинского села. Здесь он женился на Софье Накашидзе-Беридзе, девушке из обедневшего княжеского рода, бабушка которой была некогда фрейлиной при дворе Александра III.
У Георгия и Софьи родилось семеро детей – один сын и шесть дочерей.
Цинцадзе сначала построил в Ташкенте на свои средства две гостиницы – «Европа» и «Бельвю», первая из которых считалась одной из лучших в городе. Пользовался популярностью и оркестр, развлекавший по вечерам в ресторане ее постояльцев. Сам Георгий тоже слыл меломаном.
В 1900 году Г.Цинцадзе задумал построить в Ташкенте большой цирк, очень рассчитывая на помощь Думы. Куда и обратился с просьбой выдать ему кредит в 25 тысяч рублей сроком на 10 лет, но получил отказ.
Тогда он взялся за дело самостоятельно. Место было выбрано в центре города, на одной из самых оживленных улиц – Джизакской.
Газета «Туркестанские ведомости» 27 октября 1902 года сообщила, что владелец гостиницы «Европа» Георгий Цинцадзе на свои средства начал строительство цирка-театра. Автором проекта был Е.Гофман.
Продав гостиницу «Европа», на вырученные деньги он завершает в 1905 году основную часть строительства. Но денег ене хватало. Помогли некая Мария Никитина, пожертвовавшая шесть тысяч рублей золотом, и еврейский купец Каландаров (5 тысяч рублей золотом).
Цирк представлял собой внушительное сооружение с железным куполом, предназначенное непосредственно для цирковых представлений. В газетных объявлениях и афишах он так и назывался – «Цирк Цинцадзе».
Вначале в этом двухэтажном здании, построенном в стиле немецкого ренессанса, с огромным красным куполом давали представления заезжие цирковые группы, а позже здесь расположился театр с необычным названием «Колизей».
Он встречал зрителей ярко освещенным фойе; в зале ряды располагались крутым амфитеатром, театральная сцена была самой большой в городе, здание снабжалось электроэнергией. В ложах, в уютных красных бархатных креслах рассаживались «почетные люди» города, а завсегдатаями «райка» были местные гимназисты.
Здесь ставились спектакли по произведениям М.Горького и Л.Толстого, А.Островского и А.Чехова. Театр пользовался большой популярностью. Часто гастролировали в «Колизее» московские и петербургские труппы. Здесь выступали Комиссаржевская, Качалов, Маяковский, Есенин, уже потом Высоцкий…
Манеж, находившийся в центре зрительного зала, с трех сторон окружали места для зрителей – 15 рядов кресел располагались в четыре яруса. С одной стороны к манежу примыкала сцена.
В тех же случаях, когда она использовалась для спектаклей, кресла устанавливались и в манеже. В общей сложности театр-цирк вмещал около 2500 зрителей. На крыше здания находилось летнее фойе, куда зрители могли подняться во время антракта…
В гостеприимном доме Георгия Цинцадзе можно было встретить приезжих актеров, других известных и интересных людей, принимал он также и А.В.Луначарского с супругой.
Увы, в сентябре 1918 года «Колизей» национализировали большевики. А еще через несколько месяцев Ташкент простился с Георгием: в 1919 году по трагической случайности Цинцадзе был по ошибке арестован вместо своего однофамильца – белогвардейского офицера – и расстрелян.
Об этом пожалел даже сам М.Фрунзе.
С 30-х годов в «Колизее» работал государственный оперный театр. После окончания же строительства в Ташкенте нового оперного театра, в «Колизее» разместился концертный зал филармония, в последние годы на месте театра была биржа, а теперь вот Дворец профсоюзов.