16+
23 Мая 16:04
Узбекские голоса романса

 28 января, в Большом Кремлевском дворце состоялся гала-концерт лауреатов «Романсиады» разных лет, это 30 замечательных исполнителей, 30 великолепных голосов! Среди них было и немало вокалистов из Узбекистана, рассказала Заслуженная артистка России Галина Преображенская. Все шесть тысяч билетов проданы!  

Благодаря ей вот уже двадцать лет проходит знаменитая «Романсиада». Последний финал был 16 декабря в Колонном Зале, со славной датой организаторов и участников конкурса поздравил Владимир Путин, признав конкурс для молодых исполнителей вкладом в отечественную культуру. А победу и Гран-при завоевал в соперничестве с певцами из 18 стран узбек Бехзод Давронов! 

 По словам Преображенской, Узбекистан на сегодня обладает потрясающей вокальной школой. На «Романсиаде» каждый год обязательно какую-то премию получает кто-то из солнечной республики. И в театрах имеют успех узбекские певцы – в Европе поют Усманов, Мавлянов, Абдукаюмов, Мирзакамалов, недавно взяли в театр Станиславского и Немировича-Данченко участника конкурса Рахмонова, она не сомневается, и Давронова тоже возьмут. Артистка убеждена, что на такой профессиональный рост влияет и физическая природа узбеков, и вокальная школа с давними традициями.

7680
Бекзод Давронов
Крайне интересны и другие наблюдения Преображенской.

Так, из 400 с лишним участников, прослушанных на разных этапах «Романсиады-2016», был только один более или менее приличный бас и единственная меццо – финалистка. Хотя когда в XIX веке Берлиоз приехал в Россию, он сказал: «Россия – родина снегов и басов». Сейчас их вообще нет. Театры цепляются за любого, кто хоть немножечко способен петь в низком регистре. Может, причины и генетические –мужчины, похоже, стали слабее, все-таки голос бас определяют мужские гормоны.

Как нужно сегодня петь романс, где он лучше звучит?

— Если честно, идеальный вариант – интимная камерная обстановка, небольшое акустическое помещение. Однако поклонников у романса немало, и в больших залах выигрывает иной тип романса – концертный, яркий, броский. В этом списке – и «Что это сердце», и «Эй, ямщик, гони-ка к Яру», и знаменитые «Бубенцы», и все эти произведения любимы и востребованы. С другой стороны, сам по себе чисто романсовый вечер (без таких номеров) – вообще-то довольно грустное мероприятие. Легкие, даже шуточные романсы существуют, но их единицы, и не они определяют суть романса – это все-таки исповедь души, это его основное предназначение. Он чаще грустит, чем радуется.

Романс заставляет наших молодых современных ребят немножко приподняться над обыденностью, и, поверьте, это им нравится. Романс не зря называют «школой чувств», и мне нравится видеть, как меняются, как взрослеют и умнеют наши конкурсанты, проходя через эту школу.

Ну, а шансону, который тоже полон «чуйств», я бы адресовала слова классика музыкознания Бориса Асафьева: «И вот приказчик берет гитару, открывает рот, и прет из него его «вдохновенное нутро»». «Чувства навыворот» всегда были свойственны и понятны людям примитивным, как бы богаты и высокопоставлены они ни были. Шансон с его банальными интонациями, склеенными «вдохновенным нутром», находит у них горячий отклик.

Но и в романсе, на самом деле, существует грань, отделяющая тонкие психологические переживания артиста от безвкусицы всегда уверенной в себе самодеятельности. В Дом Романса приносят кипы нот – забытых романсов, современных. Но 90 % из них это просто мусор, с плохой поэзией, с очень плохой музыкой, с банальной интонацией. И процесс написания этого мусора сегодня продолжается – и в романсе, и в песне. Порой эти опусы предсказуемы с первой ноты. Как правило, они имеют успех у нашей маловзыскательной публики.

Публика тоже очень опростилась. Этот процесс начался давно. Еще Лев Толстой сокрушался, как поразительно понизился вкус и здравый смысл публики.

16 декабря 2016 года, когда был финал и гала-концерт юбилейной 20-й «Романсиады», в интернете был организован громадный «романсовый» флешмоб, к нему присоединились наши лауреаты разных лет, просто участники и поклонники романса. А вскоре мы повторим и расширим эту задумку. Я уже три года продвигаю идею, чтобы последняя суббота января стала национальным праздником – Днем Русского Романса.

— Есть романсы, у которых по два варианта текста – мужской и женский («Вернись, я все прощу», «Взгляд твоих черных очей» и др.). Иногда женщины переделывают мужской текст, а мужчины – женский. Но вряд ли женщине нужно петь «Эй, ямщик, гони-ка к Яру», да и мужчине пристойней «скупая слеза», а не рыдания (как отметил замечательный современный романсовый артист, благородный, мужественный, искренний – лауреат «Романсиады-2003», премьер московской оперетты Максим Катырев). Хотя сегодня все смешалось, унисекс уже раскинул свои лапы так далеко…

Кстати, романс – единственный верный хранитель чистоты русского языка, даже в опере современной – мат, сленг…

humbnail430 17010801
Галина Преображенская
В чем отличительная черта романса от лирической песни? Ведь они очень близки. Вот «А напоследок я скажу» Андрея Петрова – это, на мой вкус, эталон современного романса, потому что это синтез действительно высокой поэзии и замечательной, настоящей музыки.

Что неприемлемо? Педализация этого вот «вдохновенного нутра», не сдерживаемая рамками хорошего вкуса. В русском романсе чувство интеллектуализировано. Экспрессия – ловушка для музыкально малограмотных, быстрый путь к музыкальной карикатуре.

Бывает, оперный артист, поющий романс, также оказывается в нелепом положении орущей «статуи Командора». На самом деле в романсе сила голоса не имеет никакого значения (правда, большому голосу в романсе труднее), главное – чтобы голос был гибким, это непременное условие. А гибкость – это очень сложно, это большой труд, вокальная школа, и пренебрегать этим невозможно. Ведь смысл, чувство, слова романса исполнитель доносит до нас именно оттенками и выразительностью голоса, а не мелодекламацией – тогда это не пение, а другой жанр.

Романсовый исполнитель должен бесконечно совершенствовать свой певческий аппарат, чтобы действительно «петь душой». Как вы будете «петь душой», если в горле железка? Смешно и комично, когда человек что-то хочет выразить, возможно, даже пережитое глубокое чувство, а голосовой аппарат сделать это не позволяет.

— На концертах в нашем Доме Романса и других камерных площадках мы выступаем без микрофонов, романс в принципе тяготеет к маленьким залам, акустическим инструментам. Все отборочные туры конкурсов проходят у нас без микрофонов. Однако на больших сценах, особенно в концертах сборных, где рядом с романсовым исполнителем будет петь хорошо оснащенный техникой эстрадник, артисты должны быть в равных условиях. Однако наши бедные, звонкоголосые романсиадцы зачастую трудятся «на чистом сливочном масле», а рядом эстрадник с тремя тусклыми нотами диапазона выглядит очень эффектно в уютной тени роскошной аппаратуры.

Я, безусловно, не против цифровых звуковых технологий, главное, чтобы увлечение ими не доходило до уровня самообмана. Как можно отфотошопить фотографии, выложить в интернет и собирать восхищенные комментарии от друзей, так и тут можно отретушировать запись, но реальное качество исполнения от этого не вырастет.

—В будущем году к числу существующих 7 этапов «Романсиады» добавится восьмой этап – «Средиземноморская Романсиада». Итальянская сторона сейчас с нами очень активно взаимодействует. В этом году блестяще стартовала «Европейская Романсиада» в Гамбурге.

— Главное отличие русского романса от других песенно-камерных мировых жанров в том, что музыкальный сплав в романсе – очень богатый. Это и городская песня, и цыганская музыка, и русские народные мотивы, и даже немало восточного — некая евразийность присутствует в русском романсе.

— Что дальше? Хочу продолжить и несколько переосмыслить схему романсиадской жизни. Вливается много новых сил, не только профессиональных, но и любительских. В этом дальнейшая жизнь романса, ведь он принадлежит всем, и нужна эта самая «почва для роста гениев». По-прежнему будем искать российские таланты и обязательно будем развивать зарубежные направления: хочу, чтобы каждый год, в последнюю субботу января в Москве звучал русский романс, а дружное эхо вторило ему из Томска, Екатеринбурга, Краснодара, Ташкента, Чимкента, Софии, Варшавы, Бостона, Гамбурга, Милана…