Серое здание с четкими линиями и большими окнами, построенное в 1926 году на Пушкинской площади в Москве для редакции газеты «Известия», может показаться теперь монументальным надгробием тем, кто склонен к проявлению ностальгических чувств.
Серое здание с четкими линиями и большими окнами, построенное в 1926 году на Пушкинской площади в Москве для редакции газеты «Известия», может показаться теперь монументальным надгробием тем, кто склонен к проявлению ностальгических чувств.
94 года назад газета «Известия» была учреждена как орган петроградских рабочих и крестьян. Это была правительственная газета, но она не была такой ортодоксальной как «Правда», и поэтому ее с удовольствием читала советская интеллигенция. Красный плакат на фасаде «Известий» провозглашал тогда наступление «нового мира».
Теперь на на знаменитом здании на Пушкинской плакат – «Сдается». Последние редакторы уже покинули помещение. Они освобождают место для туристического бюро, языковой школы и небольших контор.
Компания News Media Rus стала владельцем газеты и вместе с ней переехала в другое помещение. В новой редакции работают 100 журналистов, а из 200 прежних сотрудников только 17 сохранили за собой место в новом коллективе. Компания News Media раньше занималась только бульварными изданиями, а также журналами, посвященными стилю жизни. В них сообщается о преступлениях («Сумасшедший убил 81-летнюю предсказательницу»), о свадьбах знаменитостей и удивительных случаях спасения («Лошадь нашла заблудившуюся в лесу трехлетнюю девочку»).
Компания News Media Rus хочет теперь спасти эту газету. Само издательство сидит в безликом деловом центре, расположенном между фабричным зданием, автомойкой и киоском, где продаются напитки. Глобус в человеческий рост, подаренный газете в середине 90-х годов российским Генеральным штабом, украшает вход в редакцию на девятом этаже. Издатель перенес его из старого здания редакции на Пушкинской площади. Автомат по продаже красной игры – когда-то это было достопримечательностью «Известий» – он оставил на старом месте.
Характерный советский министерский шарм здания с его изношенными мраморными ступенями и красными коврами в бесконечных коридорах, а также люкс в виде отдельных кабинетов и спецбуфетов уступили место чистой функциональности. «В эпоху интернета легче управлять редакциями, размешенными в больших залах, – замечает новый главный редактор «Известий» Александр Малютин.
Из его кабинета, представляющего собой коробку из стекла и металла, он через металлические пластины жалюзи может видеть сто своих журналистов. Он взял на работу прежде всего молодых редакторов, которые не задают вопросов. 47-летний Малютин является известным экономическим журналистом.
Раньше он работал в «Коммерсанте», а также в русском издании журнала Forbes. Теперь он сидит в своем кабинете под кондиционером, от работы которого тебя слегка пронизывает холод, и, тщательно подбирая слова, говорит о том, что это будет консервативная газета для всей страны. Некоторые предложения он произносит с настоящим усилием и ерзает при этом в кресле.
Его издатель Арам Габрелянов – генеральный директор компании News Media – заявил в одном из интервью, что он берет на работу спокойного Малютина, так как в компании должен быть по крайней мере один человек, который не ругается матом.
Габрелянов – армянин, ему 50 лет. В советское время он получил журналистское образование, а затем в ульяновской провинциальной газете познакомился с тем, как работает бульварная пресса. Затем он приобрел целый ряд региональных изданий в крупных российских городах и в 1997 году переехал в Москву, где он создал целую палитру желтых листков, напоминавших по своему стилю британские скандальные издания The Sun, а также News of the World. В качестве образца для подражания Габрелянов назвал однажды и их издателя Руперта Мердока.
Московские журналисты огорчены кончиной газеты, которую они причисляли к российской качественной прессе. Однако газета «Известия» еще до поглощения находилась в плачевном состоянии. Хотя статистика на первый взгляд и не кажется такой уж плохой. Ее тираж составляет около 100 000 экземпляров и ее регулярно читают 350 000 человек. Но около двух десятилетий назад ее тираж достигал 10 миллионов экземпляров.
Незадолго до развала Советского Союза и непосредственно после этого, когда Коммунистическая партия утратила свою монополию на власть, российский газетный ландшафт расцветал пышным цветом. Политические дискуссии вошли тогда в моду, журналисты имели возможность раскрывать тайные страницы истории.
Однако разочарование в демократических преобразованиях, а также борьба за выживание в период начального капитализма привели к тому, что интерес к подобного рода изданиям пропал. Люди хотели отвлечься, и это желание удовлетворяло управляемое государством телевидение.
«Это своего рода общественный договор, – объясняет бывший заместитель главного редактора газеты «Известия» Сергей Мостовщиков. – Массы сидят перед телевизором, и плохие новости до них не доходят».
Новый редактор Малютин так объясняет стоящие перед ним задачи: «Марка «Известий» все еще популярна во всей стране, и мы хотели бы вновь сделать серьезный продукт, который бы соответствовал этому уровню».
Со старой редакцией сделать это было уже невозможно – слишком много редакторов просто сидели и ничего не делали. «Разве это нормально, когда из 130 журналистов только 30 что-то еще пишут, а остальные черт знает чем занимаются?» – возмущенно заметил Габрелянов в одном из интервью.
Старые сотрудники известий писали аналитические материалы и большие статьи, а сегодня, по словам Малютина, «журналисты пишут более короткие тексты и больше внимания уделяют сенсационным темам».