18+
20 Октября 18:57
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

О борьбе задним числом

Любопытные мысли о причинах популярности «казахской» идеи высказал газете «Время» главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев. По его мнению, у национал-патриотов большие проблемы с единым лидером.

Любопытные мысли о  причинах популярности «казахской» идеи высказал газете «Время» главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев.

По его мнению, у национал-патриотов большие проблемы с единым лидером. Как только собирается больше двух человек, они распадаются на 3 партии, 4 редколлегии и 5 творческих союзов.

Национал-патриоты предлагают пойти по пути национального возрождения. Вариант бессмысленный, потому что непонятно, чему возрождаться. Традиционно считается, что мы номадическая культура, но теперь наши историки пишут, что казахи создали города, изобрели колесо и паровой двигатель. И многие активно в это верят!

Наш человек амбициозен. Ему важны регалии — доктор наук, академик восемнадцати академий, почетный гражданин, заслуженный донор… Почему бы не приписать еще — член ЦК, лидер партии, движения? И неважно, что эта партия за 10 лет существования больше одного процента на выборах не набирала даже в местах компактного проживания родственников лидера партии.

Для оздоровления политической системы я всех пришедших в Минюст регистрировать новую партию отправлял бы на психиатрическую экспертизу.

Кто такие национал-патриоты? В большинстве своем — творческая интеллигенция, околополитическая тусовка и те, кому не нашлось свистульки, права подписи и большой круглой печати.

Эти люди постоянно ищут противников, пишут открытые письма (а раньше писали доносы — преимущественно друг на друга). Эти люди сыграли более отрицательную роль в нашей истории, чем все так называемые колонизаторы вместе взятые. И при этом почитают себя совестью нации.

Они так вцепились в свои корни, что так и не смогли вырасти. Все они говорят об одном и том же — язык заброшен, культуру и традицию забыли, во власти нет патриотов. Но что они предлагают взамен?

Среди них больше всего специалистов по казахской филологии. Спрашивается: а где нормальные словари, нормальные фильмы, программы, книги, учебники?

Или «политики», которые заявляют, что те или иные фильмы «противоречат нашей культуре». А что такое «наша культура»? Давайте все обратно переедем в юрты, выбросим мобильники, отменим банки — будем жить «традиционно».

Вчерашние партфункционеры говорят, что они все эти годы были против колонизации. Ребята, где?! Бывший член парткома пишет, что он с детства боролся за язык. Покажи мне, как ты боролся? Не в 12-м томе своих мемуаров опиши, а документы покажи!

Не спорю, были и тогда своего рода нацпаты, кто-нибудь писал письма в ЦК: казахский язык забросили. Ему отвечали: столько-то школ построено, столько-то книг выпущено, концерты, декады казахской культуры, тиражи казахских газет растут. А человек говорил: «Вы меня не понимаете!» и обиженный уходил. Хоть кто-то положил партбилет на стол в знак протеста против угнетения народа и языка?

Казахи за независимость не боролись. Я не говорю про «Алаш-Орду» или пантюркистские настроения 20-х годов. Но после этого вплоть до развала СССР хоть какой-то борьбы за независимость не велось. Сейчас заявляют, что такой-то (не буду называть фамилий) был против передачи трех районов узбекам. Я видел эти документы, все они — за его подписью, он выступал на митинге, подписал указ и ездил по стране, разъясняя политику партии. А теперь выясняется, что человек жизнь положил на борьбу!

Союз и партия дали нам иерархию, дисциплину и вышестоящую инстанцию, где можно было обжаловать местный произвол, и это не считая социально-экономического, научного и образовательного развития. Вы, конечно, извините, но я не вижу никакой национально-освободительной борьбы, не то что диссидентства или партизанщины. Ведь даже с работы в знак протеста не уходили. А теперь задним число рисуется такая картина, что все только и делали, что боролись, негодовали, протестовали.

 Если бы независимость свалилась на голову в 17-м году, то Казахстана как явления скорее всего, в принципе, сейчас уже не было бы или жили бы как те же монголы. А в 1991-м это была огромная страна с развитой промышленностью, сельским хозяйством, нефтью, газом и металлами.

Независимость тогда была неким фетишем: «Ух ты, все это добро теперь только наше». Все новые идеологические размышлизмы сводились к тому, чтобы обосновать историческое и моральное право распоряжаться недрами и страной. Вплоть до того, чтобы обитавших тут мамонтов включить в историю казахстанской государственности.

Вроде обосновали. Начали к полученному наследству приделывать необходимый орнамент. Но что получилось через 20 лет? Аппарат деградировал, коррупция процветает, куда ни плюнь — протекционизм, трайбализм, социальное расслоение, все пороки общества вылезли наружу.

Кто виноват? Винить власть в предательстве национальных интересов сложно, поскольку она практически мононациональна. Менталитет и традиции? Ну уж увольте.

А кто тогда? Правильно — виноваты неказахи (которых все меньше и меньше и при которых раньше стеснялись всякой ерундой заниматься) и «неправильные» казахи. Они-то, значит, и предали все: идеалы, язык и предков заодно.

Версия удобная. С одной стороны, никого не обижает, а с другой — не противоречит так называемой казахской идее.

Теперь в Казахстане самая большая проблема — шала-казахи, те, кто удерживает нацию от мракобесия и мамбетизма (прошу прощения, если кого-то этим словом обидел).

Давайте будем с ними бороться. Пусть они все уедут, а мы построим правильное национальное государство. И будем говорить друг с другом только по-казахски. Только непонятно, о чем. И кто будет тащить страну вперед?

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности