18+
19 Апреля 02:46
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Через призму таланта

В арт-галерее ART & FACT открылась фотовыставка 80-летней Дины Ходжаевой-Пенсон «Без дублей». Российский галерист Ильдар Галеев считает, что Дину Ходжаеву бог талантом не обидел, наделив её особым зрением. Она-дочь знаменитого в свое время Макса Пенсона (1891-1959).

В арт-галерее ART & FACT открылась  фотовыставка 80-летней Дины Ходжаевой-Пенсон «Без дублей». Российский галерист Ильдар Галеев  считает, что Дину Ходжаеву бог талантом не обидел, наделив её особым зрением.

Она-дочь знаменитого в свое время Макса Пенсона (1891-1959), создававшим летопись Узбекистана 1920-30-х годов.

Профессия ей передалась по наследству. Навыки и секреты профессии Дине Пенсон были известны с детства, круг друзей дома включал в себя таких выдающихся фотохудожников, как Г. Зельма, Б. Кудояров, В. Тарасевич, отобразивших «великую эпоху».

В начале пятидесятых годов Всеволод Тарасевич, посвятив Дину во многие таинства удивительного мира фотоискусства, оказал на её творческую манеру сильное влияние. В дальнейшем Дина, работник узбекской студии телевидения, активно помогала своему мужу – кинорежиссёру Файзулле Ходжаеву – в работе по созданию журналистских очерков и документальных фильмов.

Их творческий тандем в начале 1960-х годов был результативен: многочисленные публикации в журналах «Огонёк», «Работница», «Советский воин», «Советский Союз», в местных СМИ всегда были заметным событием для мира журналистики и репортажа.

Сюжеты стройки в Голодной степи (рубеж 1950-60-х гг.) по праву вошли в золотой фонд репортажной фотографии Узбекистана. Тема «сотворения мира» в абсолютно неприспособленных для жизни условиях, подвиг рабочих и крестьян, «поднимающих» целину в солончаковых землях, помимо высокого градуса гражданственности и патриотизма, имеет также и хороший творческий потенциал. Фотографии сильны не только пафосом строительства социализма, они ориентированы прежде всего на человека, его красоту и величие.

Немало Дина активно снимала и «для себя». Снимки из европейских путешествий 1970-х годов (Париж, Флоренция, Лондон, Копенгаген…) интересны её точными и внимательными наблюдениями, они лишены идеологических характеристик и имеют очевидный флёр эпохи «постхиппи» – эха революций конца 1960-х гг.

Проникновение в психологию персонажа, удачная компоновка композиций, игра света и тени, ситуационный подтекст – всё это делает серию интересным феноменом в «неангажированной» фотографии советского периода.

Творчество Дины Ходжаевой – первой профессиональной женщины-фоторепортёра Узбекистана – всегда отличалось предельной искренностью и высокими нравственными качествами. Её фотографии никогда не были предназначены для массового просмотра и персональных выставок. Сегодня очевидно, что они являются сокровенным посланием художника остальному миру, напоминая всем нам, что фотография – искусство «женского рода».

Источник «Новости Узбекистана»

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности