18+
22 Сентября 09:01
Почему «Яковлев» и «Туполев» торгуют землей?

Комментирует военный обозреватель Сергей Птичкин

Дмитрий Рогозин дал поручение проверить ситуацию с продажей земли и недвижимости оборонных предприятий.

Комментирует военный обозреватель Сергей Птичкин:

-Так заместитель председателя правительства отреагировал на доклад руководства Росимущества, нарисовавшего печальную картину фактического разбазаривания земельного потенциала оборонно-промышленного комплекса. Согласно поручению Дмитрия Рогозина, начнут с ОКБ им. А.С. Яковлева и фирмы «Туполев».

«Мы ее (информацию о продаже земельных участков – С.П.) проверим вместе с Росимуществом, поскольку сейчас мы столкнулись с тем, что должны выполнять государственную программу вооружения, а видим, что в 1990-2000-е годы тот огромный потенциал, который был сформирован в большой стране в рамках военно-промышленного комплекса, был сильно пограблен, — сказал он. — Страх потеряли и уважение к закону. Будем проверять и наказывать в случае, если информация подтвердится».

Сообщается, что ОКБ им. А.С. Яковлева, расположенному в Москве, с 1992-го государством было передано около 80 тысяч квадратных метров площадей. Вся эта площадь будто бы до 2006 года была реализована по заниженным ценам. Однако вряд ли против «яковлевцев» будут приняты репрессивные меры.

Дело в том, что ОКБ имени А.С. Яковлева к началу девяностых годов прошлого века буквально надорвалось, вложив все силы и средства в новейший истребитель вертикального взлета Як-141. Боевой самолет, который вполне мог стать прототипом фронтового истребителя пятого поколения, ВВС новой России оказался не нужен. Проект и все финансирование закрыли, самому же ОКБ было предложено акционироваться.

Как в сложившейся двадцать лет назад ситуации возможно было сохранить марку «Яковлев»? Ведь тогда фактически само государство поставило предприятие на грань полного краха и неизбежной ликвидации как юридического лица, отказавшись даже становиться его совладельцем. Удивительный случай, доля государственного управления в образованном акционерном обществе открытого типа ОКБ им. А.С. Яковлева оказалось нулевой. Выжить можно было, лишь продавая или сдавая в аренду часть доставшихся площадей и недвижимости, что делали тогда почти все акционированные оборонные предприятия страны.

В ОКБ им. А.С. Яковлева поступили именно так. Однако на вырученные деньги там умудрились не просто выжить, но и спроектировать, построить, испытать и запустить в серию учебно-боевой самолет Як-130. Большая часть очень дорогостоящих работ выполнялась за счет внутренних средств ОКБ. И откуда эти средства брались, как не от продажи своей собственности? Это сегодня Як-130 нужен всем – и родным ВВС, и зарубежным. А в конце 1990-х?

Как пояснили в самом ОКБ, были проданы действительно избыточные площади, которые при новых цифровых технологиях проектирования самолетов просто не нужны. К примеру, большой цех опытного производства. Зачем он в центре Москвы? Все чертежи конструкторов ОКБ, которые работают в столице, тут же передаются в электронном виде на серийный завод в Иркутск, где уже воплощаются в металл. А для работы над чертежами нынешнему ОКБ им. А.С. Яковлева, как уверяют его руководители, достаточно оставшихся 16 тысяч квадратных метров «жилой» площади. Стоит напомнить, что помимо продолжающихся работ по совершенствованию Як-130, специалисты ОКБ сейчас активно работают над проектом гражданского магистрального самолета МС-21. Так что бить наотмашь нынешнее руководство ОКБ вряд ли стоит. К закону они всегда относились уважительно, и все процедуры продажи утверждались соответствующими надзирающими органами. Возражений или претензий не было.

А вот что касается компании «Туполев», то там ситуация, по мнению Росимущества, гораздо сложнее. Российская Федерация передала ей 225 тысяч квадратных метров только в Москве, при этом реальная площадь, после уточнения данных, составила 254 тысячи «квадратов», в настоящий момент это жилые площади, торговый центр, сообщает Росимущество. По данным ведомства, с 1999 по 2003 годы руководителями фирмы «Туполев» было распродано 154 тысячи квадратных метров, при этом уходили они по заниженным ценам фирмам-однодневкам. «Зафиксирован ряд сделок, заключенных с организациями, аффилированными с менеджментом, который в те годы там работал», — говорится в докладе Росимущества Д. Рогозину.

В настоящее время у компании «Туполев» осталось около 100 тысяч квадратных метров площади в Москве, при этом часть из них сдана в аренду. Скорее всего, это действительно так. Увы, очень скоро придется констатировать, что знаменитой самолетостроительной фирмы, носящей имя выдающегося советского авиаконструктора, больше нет. А кто в этом виноват? Вороватый менеджмент лишь отчасти. Он не справился с теми соблазнами, которые ему в руки дало опять же само государство в «лихие девяностые». Все могло и должно было быть иначе.

В 1990-е годы в активе «туполей» имелись вполне современные магистральные Ту-204, Ту-214 и прекрасный региональный Ту-334. Один лишь Ту-334 мог спасти фирму, тем более что решением правительства готовилось его серийное производство. Однако перспективный и очень нужный стране проект регионального самолета закрыли, отдав предпочтение «СухомуСуперДжету». Магистральные Ту-204 и Ту-214 тоже тихо сошли на нет. Фирме оставалось заниматься инженерным обслуживанием старых «тушек», что еще летали в небе России.

Самое неприятное в том, что если бы даже руководители фирмы решили, вроде «яковлевцев», вкладывать полученные от продажи своих площадей и собственности деньги в какой-то новый проект, они бы просто не нашли точек приложения. Проектировщиками пассажирского самолета на государственном уровне определили «сухих», а новые бомбардировщики отечественные ВВС даже в перспективе заказывать не собиралось. Это, конечно, ничуть не оправдывает махинации с землей, которые, скорее всего, действительно имели место, но многое объясняет.

Вообще же ситуация в ОПК России катастрофическая – по иному и не скажешь. Дмитрий Рогозин неоднократно публично называл 1990-е годы проклятыми. Увы, тогда именно государство бросило свои лучшие госпредприятия на произвол судьбы. Именно государство меняло строптивых «красных директоров» на «успешных» топ-менеджеров, которым давало полный карт-бланш на управление, а точнее – на разграбление порой уникальных оборонных предприятий. Так почему бы наряду с проворовавшимися «манагерами» не спросить по всей строгости с тех чиновников, которые находились у государственной власти в «проклятые годы»? Однако вряд ли это произойдет.

Комментирует военный обозреватель Сергей Птичкин

Дмитрий Рогозин дал поручение проверить ситуацию с продажей земли и недвижимости оборонных предприятий.

Комментирует военный обозреватель Сергей Птичкин:

-Так заместитель председателя правительства отреагировал на доклад руководства Росимущества, нарисовавшего печальную картину фактического разбазаривания земельного потенциала оборонно-промышленного комплекса. Согласно поручению Дмитрия Рогозина, начнут с ОКБ им. А.С. Яковлева и фирмы «Туполев».

«Мы ее (информацию о продаже земельных участков – С.П.) проверим вместе с Росимуществом, поскольку сейчас мы столкнулись с тем, что должны выполнять государственную программу вооружения, а видим, что в 1990-2000-е годы тот огромный потенциал, который был сформирован в большой стране в рамках военно-промышленного комплекса, был сильно пограблен, — сказал он. — Страх потеряли и уважение к закону. Будем проверять и наказывать в случае, если информация подтвердится».

Сообщается, что ОКБ им. А.С. Яковлева, расположенному в Москве, с 1992-го государством было передано около 80 тысяч квадратных метров площадей. Вся эта площадь будто бы до 2006 года была реализована по заниженным ценам. Однако вряд ли против «яковлевцев» будут приняты репрессивные меры.

Дело в том, что ОКБ имени А.С. Яковлева к началу девяностых годов прошлого века буквально надорвалось, вложив все силы и средства в новейший истребитель вертикального взлета Як-141. Боевой самолет, который вполне мог стать прототипом фронтового истребителя пятого поколения, ВВС новой России оказался не нужен. Проект и все финансирование закрыли, самому же ОКБ было предложено акционироваться.

Как в сложившейся двадцать лет назад ситуации возможно было сохранить марку «Яковлев»? Ведь тогда фактически само государство поставило предприятие на грань полного краха и неизбежной ликвидации как юридического лица, отказавшись даже становиться его совладельцем. Удивительный случай, доля государственного управления в образованном акционерном обществе открытого типа ОКБ им. А.С. Яковлева оказалось нулевой. Выжить можно было, лишь продавая или сдавая в аренду часть доставшихся площадей и недвижимости, что делали тогда почти все акционированные оборонные предприятия страны.

В ОКБ им. А.С. Яковлева поступили именно так. Однако на вырученные деньги там умудрились не просто выжить, но и спроектировать, построить, испытать и запустить в серию учебно-боевой самолет Як-130. Большая часть очень дорогостоящих работ выполнялась за счет внутренних средств ОКБ. И откуда эти средства брались, как не от продажи своей собственности? Это сегодня Як-130 нужен всем – и родным ВВС, и зарубежным. А в конце 1990-х?

Как пояснили в самом ОКБ, были проданы действительно избыточные площади, которые при новых цифровых технологиях проектирования самолетов просто не нужны. К примеру, большой цех опытного производства. Зачем он в центре Москвы? Все чертежи конструкторов ОКБ, которые работают в столице, тут же передаются в электронном виде на серийный завод в Иркутск, где уже воплощаются в металл. А для работы над чертежами нынешнему ОКБ им. А.С. Яковлева, как уверяют его руководители, достаточно оставшихся 16 тысяч квадратных метров «жилой» площади. Стоит напомнить, что помимо продолжающихся работ по совершенствованию Як-130, специалисты ОКБ сейчас активно работают над проектом гражданского магистрального самолета МС-21. Так что бить наотмашь нынешнее руководство ОКБ вряд ли стоит. К закону они всегда относились уважительно, и все процедуры продажи утверждались соответствующими надзирающими органами. Возражений или претензий не было.

А вот что касается компании «Туполев», то там ситуация, по мнению Росимущества, гораздо сложнее. Российская Федерация передала ей 225 тысяч квадратных метров только в Москве, при этом реальная площадь, после уточнения данных, составила 254 тысячи «квадратов», в настоящий момент это жилые площади, торговый центр, сообщает Росимущество. По данным ведомства, с 1999 по 2003 годы руководителями фирмы «Туполев» было распродано 154 тысячи квадратных метров, при этом уходили они по заниженным ценам фирмам-однодневкам. «Зафиксирован ряд сделок, заключенных с организациями, аффилированными с менеджментом, который в те годы там работал», — говорится в докладе Росимущества Д. Рогозину.

В настоящее время у компании «Туполев» осталось около 100 тысяч квадратных метров площади в Москве, при этом часть из них сдана в аренду. Скорее всего, это действительно так. Увы, очень скоро придется констатировать, что знаменитой самолетостроительной фирмы, носящей имя выдающегося советского авиаконструктора, больше нет. А кто в этом виноват? Вороватый менеджмент лишь отчасти. Он не справился с теми соблазнами, которые ему в руки дало опять же само государство в «лихие девяностые». Все могло и должно было быть иначе.

В 1990-е годы в активе «туполей» имелись вполне современные магистральные Ту-204, Ту-214 и прекрасный региональный Ту-334. Один лишь Ту-334 мог спасти фирму, тем более что решением правительства готовилось его серийное производство. Однако перспективный и очень нужный стране проект регионального самолета закрыли, отдав предпочтение «СухомуСуперДжету». Магистральные Ту-204 и Ту-214 тоже тихо сошли на нет. Фирме оставалось заниматься инженерным обслуживанием старых «тушек», что еще летали в небе России.

Самое неприятное в том, что если бы даже руководители фирмы решили, вроде «яковлевцев», вкладывать полученные от продажи своих площадей и собственности деньги в какой-то новый проект, они бы просто не нашли точек приложения. Проектировщиками пассажирского самолета на государственном уровне определили «сухих», а новые бомбардировщики отечественные ВВС даже в перспективе заказывать не собиралось. Это, конечно, ничуть не оправдывает махинации с землей, которые, скорее всего, действительно имели место, но многое объясняет.

Вообще же ситуация в ОПК России катастрофическая – по иному и не скажешь. Дмитрий Рогозин неоднократно публично называл 1990-е годы проклятыми. Увы, тогда именно государство бросило свои лучшие госпредприятия на произвол судьбы. Именно государство меняло строптивых «красных директоров» на «успешных» топ-менеджеров, которым давало полный карт-бланш на управление, а точнее – на разграбление порой уникальных оборонных предприятий. Так почему бы наряду с проворовавшимися «манагерами» не спросить по всей строгости с тех чиновников, которые находились у государственной власти в «проклятые годы»? Однако вряд ли это произойдет.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Криминальный Узбекистан

Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности