18+
11 Декабря 12:26
«Билайн» пакует чемоданы

Похоже, узбекский «Билайн» готовит пути отхода. Амстердамский офис Veon подвел неутешительные итоги работы холдинга в республике.

Увидев резкое снижение числа абонентов почти на 8 процентов, аналитик «Ренессанс Капитал» справедливо поинтересовался, а куда, собственно говоря, делись свыше 700 тысяч человек из клиентской базы сотовой компании, которая еще недавно гордо называла себя лидером мобильного рынка.

Не в том беда, что абоненты уходят. Клиенты – дело наживное. Беда в том, как на это реагирует менеджмент Veon. Директор по стратегии Veon Александр Казбеги на голубом глазу заявил, что Beeline в некотором роде сознательно отпустил часть абонентов «нижнего уровня». Нижнего!

Это, наверное, первый в истории Узбекистана случай, когда иностранный инвестор вместо того, чтобы поискать причины неудач в своей работе, просто назвал покинувших его клиентов менее ценными и прибыльными, чем оставшиеся. Насколько позиция «Прощайте, неудачники!» красит озвучивающую подобные тезисы компанию?

Далее мистер Казбеги заявил, что, мол, «конкуренция в Узбекистане довольно иррациональна». Как вам такое? Почему такого рода заявления не звучали из уст менеджеров Beeline и Veon в 2012 году, когда «гасили» МТС?

Наверное, тогда моментальный приток миллионов абонентов, в буквальном смысле подаренных Beeline судьбой и Гугушей, не казался столь уж иррациональным. Beeline сейчас вроде никто не душит и даже не штрафует, так что же такого «иррационального» мистер Казбеги увидел в конкурентном поле? И на каком основании делаются такого рода заявления, однозначно отпугивающие инвесторов?

Идём дальше: «Представители компании также сообщили, что находятся в ожидании либерализации внешнего трафика, которая запланирована на конец 2019 года».

Странно. Все годы монополия «Узбектелеком» на прямой доступ к внешнему интернет-каналу не мешала Beeline безраздельно господствовать на сотовом рынке, а что изменилось теперь? Абоненты уходят? Деньги заканчиваются? Налицо передергивание фактов. Если речь идет о «Дорожной карте» реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы, то 19 пункт действительно предусматривает либерализацию доступа прямого подключения к международным сетям телекоммуникаций до 1 января 2020 года.

Но что же именно должно случиться в этот день? К 1 января 2020 года должен быть опубликован документ, прописывающий порядок и последовательность этапов либерализации. И никто не гарантирует, что в документе не появятся иные даты фактической реализации проекта. Так насколько этично пытаться поймать на воображаемом слове главу государства, спекулируя на указе президента №55-44 от 21.09.2017?

Посвятив пару часов изучению текущей ситуации на мобильном рынке, можно понять, откуда растут ноги у таких выступлений. На прошлой неделе официально истек срок соглашения об отсрочке судебного преследования Veon со стороны Минюста США. Трехлетний поводок, накинутый на шею корпорации в 2016 году, после уплаты почти 800 миллионов долларов за взятки в Узбекистане, был аккуратно снят и размещен рядом с поводками Telia и МТС.

Любопытный факт: на сомнительных сделках сотовых операторов с людьми Гульнары Каримовой небедная Америка заработала 2,5 миллиарда долларов в виде штрафов. При этом совсем небогатый Узбекистан, международная репутация и инвестиционная привлекательность которого были операторами растоптаны, не получил ничего, кроме проблем.

С учетом того, что Telia, МТС и Veon признали свою вину в коррупционных сделках, наш Минюст мог бы потребовать финансовой сатисфакции. Благо, ущерб вполне очевиден. Почему взяткополучателю приговор вынесен, а взяткодатели не понесли у нас ответственности, заплатив лишь заокеанскому «дяде»?

Возникает вопрос: не связаны ли заявления мистера Казбеги с тем, что Beeline собрался на выход?

Опыт Ucell показывает, что с момента урегулирования претензий американского правосудия до ухода компании с рынка Узбекистана прошло всего несколько месяцев. Логика понятна: судимость снята – можно начинать жизнь с чистого листа. А поскольку риск финансовых претензий со стороны Узбекистана не является нулевым, то одной из моделей поведения может стать превентивная демонизация государства, которое и конкуренцию сделало «иррациональной», и якобы «обещанную» либерализацию внешнего канала никак не проведет. Лучший вид обороны – нападение.

Есть основания предполагать, что Beeline не связывает свое будущее с Узбекистаном. Источники в компании утверждают, например, что главный операционный директор Veon Шелль Йонсен во время октябрьского визита в Ташкент даже не встретился с руководством Мининфокома. Факт, как минимум, странный.

Если принять во внимание, что Beeline второй год подряд демонстративно игнорирует главную отраслевую выставку года ICT-Экспо, которую проводит все тот же Мининфоком, то напрашивается вывод о «чемоданном» настроении компании и ее менеджмента.

Максим Урташев

Загрузка...

«Билайн» пакует чемоданы

  1. Вася:

    Билайн в Узбекистане давно находится в напряжении. Даже директор Щукина пригласили несколько лет поруководить. Он известен как директор которого пригласила МТС во время проблем. Знакомые работающие в Билайне рассказывали пару лет назад, о том что их компанию нагрузили какойто нестандартной отчетность весь гос аппарат. То есть явно искали до чего докопаться.

  2. Тамара:

    Билайн наглеет день ото дня. Еще 3 месяца назад трафик на конец месяца оставался неиспользован. А последнее время тот же пакет и так же используется, не хватает и на 2 недели. Как это назвать? Напрашивается слово воровство. У Билайна есть другое?

  3. Нодир:

    Примитивная статья «недалекого» про-государственного автора. Билайн точно уйдет если будет продолжаться все то, что вообще статьёй не описано. Зачем Узбекистану иностранные инвесторы в телеком секторе…?!

  4. Dmitriy:

    Нижний уровень им не нужен. Бомжей не обслуживаем. Тарифы накачаны мусором. А если простой кнопочник, то просто платишь за тину.

  5. Вася Пупкин:

    Очень всё однобоко написано. Какие-то домыслы, подтосовка фактов, похоже на заказную статью или статью от желчного несостоявшегося детектива.

  6. Валера:

    Однобокая статья по заказу так сказатб, Тут УзТелеком монополит во всю, а всем пофигу, не удивлюсь если коммент удалят, поменьше налогов нужно вешать гос-вом на все иностранные компании и будут цены поменьше.

  7. Пупкин Вася:

    Очень уж похоже на писанину Ораза Абдуразакова… того самого Ораза, из-за которого «ушли» Дмитрия Шукова, наверно лучшего генерального директора билайна за последние несколько лет. Ораз тупо катал кляузы на Шукова, метя на его место… Но в итоге Ораза самого выперли из компании волшебным пендалем! Вот теперь и постит всякую чушь… обиделсё однако!

  8. ara:

    Ташкенту тоже надо оштрафовать Билайн на миллиард.

    Шакалят билайновцц по мелочи, то там, то сям,
    то повышая незаметно стоимость услуг,
    то попросту делая платными ранее бесплатные услуги
    -такие как перезагрузка тарифа, к примеру.

    Теперь приниципиально буду бесплатно брать новые симки с тем же тарифом,
    вместо перезагрузки тарифа за 2000сум))

    Безмозглый оператор! )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*