Большой Памирский тракт начинали саперы русской армии в далеком 1894 году. Тогда через перевал Талдык была тайно построена военная колесная дорога, соединившая Ферганскую и Алайскую долины на случай войны с англичанами.
Спустя 37 лет уже советская власть в 1931—1934 годах пробила эту 701-километровую дорогу от Оша до Хорога. Другой отрезок тракта в 384 километра соединил в 1940-ом году Душанбе с Хорогом. И если прежде дорога из столицы Таджикистана до центра Горного Бадахшана занимала месяц, то теперь можно уложиться в день.
На участке от Оша до Хорога тракт берет три главных горных перевала: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и Акбайтал (4655 м), который считается одним из самых высоких в мире.
Впрочем, у тракта есть и дурная слава. По ней больше всего перевозят наркотиков из соседнего Афганистана.