18+
29 Марта 10:49
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Джаник Файзиев: с чего начинается родина?  

В российском прокате в лидеры вышла “Легенда о Коловрате”  57-летнего Джаника Файзиев из Ташкента. За выходные она собрала 282,6 млн руб.Джаник Файзиев: с чего начинается родина?  

Почти весь фильм был снят с использованием зеленого экрана, то есть декорации были созданы при помощи компьютерной графики. Саундтрек “Коловрата” написал Серж Танкян, лидер американской рок-группы System of a Down.

Режиссер  рассказывает:

– Много лет я занимаюсь тем, что развиваю компьютерную графику, и у нас серьезная компания, которая сейчас вошла в сотню лучших анимационных компаний мира, что уже гигантское достижение, я считаю, для нас. И поэтому мы осваиваем те же технологии, что и американцы. Но технологии компьютерные — это никак не ноу-хау, это всего лишь инструмент.

Те люди, которые говорят, что наш фильм похож на “300 спартанцев”, для меня похожи на людей, которые пришли в музей, встали посреди зала и сказали: “Да здесь все одинаковое. Здесь все маслом написано”.

Разница между “300 спартанцами” и теми же нашими богатырями заключается, как в анекдоте о главном отличии морской свинки от крысы, в том, что у морской свинки лучше PR-агенты.

категорически не сторонник того, чтобы люди ходили в кинотеатры изучать историю. Я считаю, что это самый убогий из всех возможных способов. Поэтому фильм и называется легенда. Вы же не удивляетесь, что Илья Муромец 33 года пролежал на печи, а потом стал богатырем и вырвал дерево с корнем. Мы же понимаем с вами, как люди, хоть чуть-чуть знающие анатомию, что это невозможно. Если ты даже полгода лежишь в гипсе, у тебя наступает мышечная атрофия и ты не сможешь быть богатырем.

Считайте, что мы возродили героя, который канул в Лету и был забыт. Это поступок человеческий  который лично у меня вызывает уважение и интерес. И не только у меня, у многих людей.

И потом, для нас, для мальчиков, это всегда очень красиво. Каждый из нас в своей жизни проигрывал какие-то драки или состязания, и каждый раз приятно, когда после того, как тебе набили морду, тебя поднимают и говорят: “А ты ничего, пацан, молодец, крепко держался”. Вот мне кажется, что самое большое доказательство твоей мужественности — это когда ты вызываешь у врага искреннее уважение.

А мужество, как вы знаете, — это главный критерий, по которому девочки выбирают мальчиков. Поэтому я считаю, что история Коловрата — это история на все времена, это архетипический сюжет для нас.

Мы — страна, которая с трудом верит в индивидуальный подвиг. Мы — поколение  в большой степени разочаровавшееся. Нам в наследство от старших досталось ощущение того, что все равно обманут, все равно сделают не то. Мы сегодня, в 2017–2018 году, — общество, которое категорически не верит в героизм одиночки.

Я точно такой же, как и все, но я просто сильно в себе с этим борюсь. Уже много-много лет я руковожу своей небольшой командой. И поэтому я понимаю, что есть сферы нашей жизни, когда ты обязан на кого-то положиться.

Я считаю, что самое правильное понятие патриотизма было сформулировано в стихотворении “С чего начинается Родина?”. Если помните, первая строчка: “С картинки в твоем букваре”. Я бы, может, сказал по-другому. Я скажу: с теплых рук мамы, бабушки, с пирожков на кухне, с друзей по классу или соседей по лестничной клетке, с глаз любимой и так далее. То есть Родина — понятие для меня очень конкретное. В этом смысле и Коловрат тоже не политическую систему защищает.

-Некоторые поклонники нашего фильма все время спрашивают меня: а чего это он у вас такой худенький? Он же вроде богатырь? Но моей целью было не создавать героя, который рубаха-парень, косая сажень в плечах и вообще такой весь из себя супергерой. Изначально мне было важно сделать так, чтобы герой был простым смертным, перед которым вдруг встает вызов, значительно превышающий его по объему его личности.

Коловрат на наших глазах становится героем, чтобы эмоционально смотрящий кино человек задумался над тем, как бы он сам поступил в этой ситуации. Потому что если бы мы сразу взяли героя, который имеет гору мышц, который весь из себя атлант, то зрителю тяжело было бы себя с ним ассоциировать.

Поэтому мы взяли простого парня без каких-то выдающихся способностей, кроме желания стать воином, что было нормально для любого мальчишки в те времена. Он еще и обладает некой слабостью. И поэтому для такого героя, как Коловрат, в отличие от меня, смотрящего кино, встать на ту ступень, на которую он сумел подняться, — это сделать над собой гораздо большее усилие, чем нужно мне, смотрящему это кино.

категорически не сторонник того, чтобы люди ходили в кинотеатры изучать историю. Я считаю, что это самый убогий из всех возможных способов.

Задача любого творчества — вызвать эмоцию. И уже потом, после премьеры, огромное количество людей пришли домой, открыли как минимум Википедию и почитали, а более занудные откроют “Повесть временных лет” и так далее. Уже тогда они узнали, что там Коловрат из себя наколовратил.

Нет, мы совершенно не снимали “Легенду о Коловрате” как исторический фильм. Но из того скудного количества фактов, которые до нас дошли, мы исказили только один. По одной из версий Коловрат в момент, когда Батый взял Рязань, находился в Чернигове. Это единственное, что мы поменяли: мы его из Рязани отправили в стан врага, и оттуда он вернулся в Рязань уже после разорения города.

У меня не было задачи погрузить зрителя в то время. У меня была задача рассказать историю того, как человек, не приспособленный к совершению подвигов, сделал все, что от него зависело в жизни, чтобы решить задачу, которую он сам перед собой поставил.

Если мы сейчас попытаемся с вами точно описывать быт Рязани или Руси в те времена, мы, обладатели ватерклозетов и центрального отопления, будем смотреть на их жизнь, и нам будет казаться убогим, смешным и странным то, что они мылись раз в полгода, если вообще мылись, что навоз и дерьмо были у них под ногами. Нам будет казаться, что это совершенно невыносимая, некрасивая, неинтересная жизнь.

Наоборот, у меня была задача попытаться взглянуть на построенный топором без автоматизированных средств производства дом. Поставьте себя на место человека, который жил 700–800 лет назад. Вы пошли в лес, срубили деревья. Сколько их надо, чтобы построить дом? Каждое надо притащить, обтесать, поднять на довольно серьезную высоту. Это непростая работа. И вот вы построили дом, вот вы вселились в дом с вашей семьей. Он покажется вам красивым, этот дом? Конечно. Тогда как его увидеть глазами современного человека, чтобы он также показался красивым, чтобы его хотелось любить?

-Декорации можно было и построить, просто для того, чтобы построить столько декораций, нам бы нужно было в десять раз больше денег. К тому же все дело в средствах выражения. Постройка таких красивых декораций, как мы хотели, могла оказаться неоправданным вложением.

Все репетиции в декорациях в современном театре занимают 1,5% времени. Они нужны только для того, чтобы артист знал, из какой двери он выходит и в какую часть кулисы он уходит. Поэтому мы сделали яркое, большое, красивое, масштабное кино, но на зеленом экране. Я лично не вижу разницы. Когда я смотрю фильм “Титаник”, я же тоже понимаю, что это декорации, не на настоящем же “Титанике” они снимали. Я все равно понимаю, что это артисты в костюмах, что это кино, что это мера условности, которую я должен принять.

Нескольких своих товарищей, которые считают себя специалистами в кино, я просил: когда будет видно, что это графика, ты меня по коленке стучи. И меня стучали по коленке ровно в тех кадрах, где не было графики. По большому счету, 90% людей, а может, и 99% людей не в состоянии отличить, где нарисовано, а где настоящее.

-Единственное, что нам может помешать в прокате, — это то, что все-таки в стране кризис и люди потратили свои деньги уже подряд на несколько хороших фильмов, которые вышли за последнее время, это “Салют-7”, “Последний богатырь”, “Притяжение” и так далее.

-Джахонгир Хабибуллаевич Файзиев, более знакомый  зрителям как Джаник Файзиев, прославился после выхода культовых фильмов «Турецкий Гамбит» и «Адмирал». А ещё с конца 1980-х режиссёр каждый Новый год радует россиян проектом «Старые песни о главном», который транслируется на Первом канале.

В Ташкенте прошли его детство и юность. Его мама – замечательная актриса Светлана Норбаева, а отец – известный узбекский режиссёр Хабиб Файзиев. Но родители разошлись, когда сыну едва исполнился год.

В 11 лет Джаник снялся в картине «Ждем тебя, парень», а в 1975 году, когда ему исполнилось 14, сыграл небольшую роль в фильме «Человек уходит за птицами».

После школы он отправился в Москву и стал студентом знаменитого ВГИКа. Сначала он выбрал актёрский факультет и учился мастерству в группе Бориса Чиркова. В 1983 году Джаник получил диплом.

Но спустя несколько лет Файзиев опять пришёл в теперь уже родной ВГИК. На этот раз, чтобы получить режиссёрское образование. Он обучался сначала в мастерской Юрия Озерова, но потом продолжил познавать секреты режиссуры под началом Ираклия Квирикадзе.

В середине 1980-х Файзиев, тогда ещё студент актёрского факультета ВГИКа, снова появился на экранах в фильмах «Юность гения» и «Приключения маленького Мука».

В качестве актёра Джахонгир Хабибуллаевич появился ещё 2 раза: в фильме «Кодекс молчания» 1989 года и сериале «Мурка» в 2016-ом. Его главным приоритетом становится режиссура и продюсирование.

После окончания актёрского факультета Джаник Файзиев возвращается на родину и устраивается ассистентом режиссёра на «Узбекфильме». Полученные актёрские навыки реализует в Театре-студии киноактёра. Но со временем он всё лучше понимает, что режиссура его привлекает больше. Вскоре Файзиева назначают режиссером Ташкентского молодежного театра «Ильхом».

Его всё чаще приглашают в Москву, где он с конца 1980-х ставит цикл новогодних музыкальных фильмов «Старые песни о главном».

В 1993 году  окончательно переезжает в Москву. Его назначают редактором популярной программы «Кинопанорама» на канале «Останкино». Файзиев становится разработчиком идеи и режиссёром программы «Перехват» на «НТВ». Позже он работает режиссером-постановщиком проекта «Намедни» и других.

В 2002 году его назначают директором Дирекции кинопроизводства на «Первом канале».

После «Турецкого гамбита» и «Адмирала» в 2009-ом зрители увидели комедию Файзиева  «Каникулы строгого режима». В 2012 году зрители увидели его новую драматическую картину «Август. Восьмого» о событиях в Осетии, в котором одна из ключевых ролей досталась Светлане Ивановой, его нынешней супруге.

Джаник Файзиев: с чего начинается родина?  

Их брачная церемония состоялась на Мальдивах.

От первого брака с Линой Эспли у Файзиева дочь и сын. В 2012 году Светлана Иванова родила дочь Полину.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Джаник Файзиев: с чего начинается родина?  

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Atilla:

    А про Темура Малика слабо фильм снять? Совсем все корни обрубил?

  2. laziz:

    свой среди чужих, он уже не узбек, он забыл это

  3. Atilla:

    К сожалению ,и Российская Империя ,и позже большевики приложили немало усилий для воспитания среди коренных народов Туркестана, Поволжья, Кавказа прослойки т.н. “элиты” (не только руководители, силовики, но и работники культуры, интеллигенция), которая стала проводниками российских интересов в завоеванных регионах.
    Махатма Ганди произнес знаменитую фразу: “Элита воспитанная колонизаторами -главный враг своего народа.”

  4. Святослав:

    Что “Гамбит”, что “Адмирал” с его кучей ляпов, что нынешний опус – даже пытаться смотреть не буду. Просмотра трейлера достаточно, чтобы убедиться в бездарности сценариста и режиссера. Полный отстой…
    Он не прочитает коммент, но посоветовал бы Джанику просто прикинуть – а было ли вообще то самое “монголо-татарское иго”?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности