Возможен ли в Узбекистане религиозный раскол, над этими задумались в Ташкенте эксперты, собранные на встречу Центром изучения региональных угроз.
Епископ Римско-католической церкви в Узбекистане Ежи Мацулевич, глава немецкой евангелическо-лютеранской церкви Людмила Шмидт, заместитель настоятеля буддийского храма Александр Хегай, лидер Ташкентской еврейской религиозной общины Аркадий Исахаров, глава армянской апостольской церкви А.Григорян, Сергей Стаценко от Русской православной церкви, в частности, обратили внимание на ряд тревожных симптомов.
Так, прихожане жалуются, что дети из мусульманских семей не хотят играть с ровесниками другой веры. Часть местной молодежи все чаще отвергает светский образ жизни. Некоторые таксисты отказываются подвозить пассажиров, если едут в русский храм. Другие демонстративно не «понимают» на русском. А в ювелирных магазинах отказываются от покупок, увидев золотой крестик.
Политолог Фархад Талипов не разделил эту обеспокоенность. По его мнению, сознание молодежи расколото на виртуальный и реальный мир, в последнем все хорошо с толерантностью. Потому заострять такие вещи не нужно, это все результат бытового бытового национализма и не более того. А интернет надо просто почистить.
Директор ННО Центра переподготовки журналистов Гульнара Бабаджанова возразила, указав, что даже среди работников прессы все чаще сквозят радикальные взгляды.
В Центре «Мано» обратили внимание, на то, как стремительно меняется мировоззрение молодых людей. У одних под влиянием миграции, у других в «университетах» базаров и рынков. К 18 годам они уже бьются за места на джума-намаз в мечетях. Выход– индустриализация, отход от патриархальных устоев.
Обсуждался на встрече и случай с имамом Шукрулло, выступившим в защиту русского языка. На него в интернете обрушилась лавина угроз, оскорблений. Таких священников должно в первую очередь поддержать государство с твердой светской позицией.