18+
29 Марта 12:44
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Мечеть Биби-Ханум едва не разобрали…

Древний Самарканд-это еще и живая история строительства. Откуда, например, брался кирпич?

Мечеть Биби-Ханум едва не разобрали...

Основным строительным материалом был лёсс.  Битая глина (пахса) веками употреблялась не только в кишлаках, но и в самом Самарканде. Еще в семидесятых годах XIX века большинство жилых домов в городе было из битой глины.

Кирпич, как сырцовый, так и обожженный, в самаркандском строительстве распространен издавна под общим названием «хишт». Он был квадратный или прямоугольный. Первый звали «хишти мусулмони» (мусульманский кирпич), а второй «саллот хишт» (от искаженного русского слова «солдат»).

Квадратный же сырцовый кирпич в народе назывался еще «хишти хасак» (простой кирпич), или «хишти оби» (водяной кирпич). Эти названия были связаны с техникой изготовления. Обычно размер стороны квадратного сырцового кирпича был равен 22-24 сантиметра при толщине 5-6 сантиметров. Сам же процесс обозначался термином «хишт рехтан» или «хиштрези», что в переводе с таджикского – «отливание кирпича».

Естественно, производился кирпич в теплое время, летом и осенью кирпич сохнет быстро. Поэтому на площадке около ямы, из которой была извлечена глина, он лежал плашмя только первые сутки. Уже на второй день его ставили на ребро, что называлось термином «рост кардан», а еще через день укладывали клетками по двадцать пять штук: это называлось «саллоти кардан» (делать по-солдатски). Сам термин прозрачно указывает на заимствование этого способа просушки кирпича от русских солдат.

То же слово «саллоти» (солдатский) применялось и к прямоугольному сырцовому кирпичу, который делался немного толще квадратного, «мусульманского», кирпича. Его изготовляли в других формах, называвшихся «колиби хумдон», то есть «формы обжигательных печей». Они имели дно, но не имели ручек: посему и состояли из нескольких прямоугольных ячеек, предназначенных для одновременного изготовления двух, трех и более кирпичей. Для предохранения от прилипания глины их стенки не смачивались водой, а просто обсыпались песком.

Этот прямоугольный кирпич использовался в Самарканде, главным образом, при сплошной кирпичной кладке стен, а более тонкий, квадратный кирпич, был гораздо удобнее для заполнения каркаса. При этом его ставили в слегка наклонном положении, под небольшим углом. Этот прием назывался «хара» или «хара мондан».
Хорошего кирпича всегда не хватало. Потому самаркандцы нередко брали жженые кирпичи из разрушенных мавзолеев и старых мечетей. Их пускали на полы, на фундаменты, колодцы, на общественные постройки.

Например, из кирпича минарета мечети Биби-Ханум была полностью построена одна из квартальных мечетей.
Небезынтересно, что жители хранили память об этих «древностях» и при случае могли прихвастнуть.

Так, широко распространенное в Самарканде название «хишти султони санджари» (кирпич султана Санджара) прилагается одними горожанами к жженым прямоугольным тонким кирпичам с городища Афросиаб, а другими – к большим квадратным кирпичам. Местная молва так объясняет происхождение этого названия.

     У султана Санджара было несколько жен, но ни от одной из них он не имел сына. Отсутствие детей глубоко печалило царя. Однажды он сидел у себя грустнее обычного.    Визири спросили его, о чем он грустит. Он ответил: «Бог не дал мне детей, и не останется от меня на свете никакой памяти». Визири подумали, посоветовались и предложили ему построить громадный   «хумдон» (печь для обжига кирпича), в котором можно было бы обжигать такие большие кирпичи, каких никто никогда не делал. Эти кирпичи и останутся на память после него. Султан Санджар согласился, хумдон был построен, и в нем изготовляли кирпичи, которые и получили название «кирпичи султана Санджара».

В Самарканде жженый кирпич в первой и начале второй половины XIX в. выделывался исключительно квадратной формы. Из него строились только медресе, бани, а также самые богатые квартальные мечети.

Обжигался кирпич в «хумдонах», топливом для них служили полынь или верблюжья колючка.  Последняя предпочиталась мастерами, считалось, что кирпич, обожженный в ней, считался лучшим. Изредка применялось и древесное топливо.

Огонь в хумдонах поддерживался 2-2,5 суток. Топливо в такую печь забрасывалось при помощи длинных железных палок–«кашак». Когда считалось, что кирпич готов, в замурованных проемах печи делали небольшое отверстие и особыми клещами «амбур» вынимали несколько кирпичей для проверки…

В жилых домах квадратный жженый кирпич использовался только на фундамент, а в богатых домах еще и на выстилку полов.
Начиная с конца XIX в. с введением заимствованного от русских жженого кирпича прямоугольной формы стандартного размера,  область применения жженого кирпича значительно расширилась. Из него стали строить квартальные мечети, и частные дома, чего раньше почти совсем не практиковалось.

Мечеть Биби-Ханум едва не разобрали...

К этому привел завезенный русскими метод опрокидного пламени, значительно ускоривший и удешевивший производство. Такие печи называли «шайтон хумдон», то есть «чертовы хумдоны». А одним из первых первым построил такой завод усто Абдукадыр. Производство было неподалеку от мечети  Куна-Намазгох (Старый Намазгох).

Потом заводы стали появляться один за другим, а древний город и окрестности начали разрастаться за счет кирпичных домов. Пахса уходила в прошлое…

Р. Урусов

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности