18+
29 Марта 18:02
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

 Не забывал о родине на трибуне Мавзолея

20 ноября в Ташкенте был дан поминальный плов в честь 100-летия со дня рождения выдающегося узбекского политика Нуритдина Мухитдинова. Не забывал о родине на трибуне Мавзолея

Нуритдин Акрамович родился под Ташкентом, в пригородном кишлаке Аллан (сейчас это столичный микрорайон) в дехканской семье. Отец его Акрам-ака с энтузиазмом принял Октябрьскую революцию, был председателем местного совета. В 1932 году Нуритдин вступил в комсомол, окончил среднюю школу и кооперативный техникум, а затем Всесоюзный кооперативный институт. Опять же по путевке комсомола, проработав недолго в Бухаре, идет на службу в политорганы Красной Армии. Как комсорг понтонно – мостового батальона в сентябре 1939 года участвовал в походе Красной Армии в Западную Украину, затем сражается на фронтах Великой Отечественной войны, обороняет Кавказ и Сталинград, где вступает в компартию.  После тяжелого ранения отказался от демобилизации. Молодого офицера направляют в Москву на учёбу   в Военной академии связи имени Будённого. И вплоть до 1946-го он служит в радиоразведке.

В родном Узбекистане  карьера Мухитдинова складывалась стремительно. Лектор ЦК, секретарь по пропаганде, первый секретарь Наманганского обкома, секретарь ЦК по идеологии, глава Ташкентского областного комитета. В 1951-ом он уже глава республиканского правительства.

Через два года Мухитдинов уступит свой пост Усману Юсупову, вернувшемуся в Ташкент после работы министром хлопководства СССР, и становится 1-м заместителем Предсовмина и министром иностранных дел республики. Но ненадолго.

В Ташкент приезжает Никита Хрущёв,  снимает с работы «сталиниста» Усмана Юсупова и ссылает «маршала тыла» (так Юсупова называли), в дальний совхоз в Голодной степи. Происходит обратная рокировка. В декабре 1955 года Мухитдинова  выдвигают Первым  секретарём ЦК партии, через год,  на знаменитом ХХ съезде,  кандидатом в члены Президиума, а затем секретарём и членом Президиума ЦК КПСС. Иначе говоря, Мухитдинов становится деятелем союзного масштаба.

Узбекистан при Мухитдинове был на хорошем счету в Москве. Сам он  много занимался хлопководством, животноводством, другими отраслями сельского хозяйства, и в то же время огромное внимание уделяет идеологии, духовной жизни.

Так, по его инициативе в Ташкенте были проведены первые съезды интеллигенции и женщин республики, Всесоюзные совещания востоковедов, Конференции афро-азиатской солидарности и другие международные форумы. И все это шло на благо республики, повышало ее авторитет.

Нуритдин Акрамович был человеком ярким, принципиальным, не боялся идти против течения даже в Кремле.

Например, на личной встрече с Н.Хрущёвым потребовал освободить его от работы в ЦК КПСС, чтобы вернуться в Узбекистан. У Мухитдинова тогда возникли серьезные разногласия с политическими «китами»: с членами Президиума ЦК Ф.Козловым (по фактам массовых нарушений общих партийных принципов кадровой политики), с М.Сусловым (по спорным установкам Национальной политики в тексте новой Программы КПСС), с А.Микояном (по практике принятия единоличных решений, по несбыточным установкам Социально-экономического развития страны в тексте новой Программы КПСС).

Во время работы Двадцать второго съезда КПСС Мухитдинов выступил с докладом о «Советской внешней политике на зарубежном Востоке, проблемах Национально-освободительного движения в мире», но затем был неожиданно снят со всех высоких постов. Формальнвм поводом послужил отказ возглавить комиссию по разбирательству раскола в партийной организации Таджикистана на национальной почве. Наступили времена Брежнева, а Мухитдинов считался соратником опального Хрущева….

В дальнейшем Н.А. Мухитдинов занимал должности заместителя председателя правления Центросоюза, первого заместителя председателя Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами при Совете министров СССР, девять лет был советским послом в  Сирии, заместителем председателя Торгово-промышленной палаты СССР.

Авторитет его в странах Азии, особенно на Ближнем Востоке, был огромен. Сам я неоднократно сталкивался с желанием многих делегаций и дипломатов, которые приезжали в Ташкент, обязательно организовать встречу с Мухитдиновым.

В ноябре 1986 года он возвратился в  Ташкент, работал Советником правительства, руководил Обществом охраны памятников истории и культуры Узбекистана.

В это время я также входил в Правление Общества, и мы часто общались. Я мог убедиться в замечательных качествах этого государственного деятеля, в том числе, в его ораторских способностях. А впервые о его умении «захватить» зал, я услышал в далёком 1972 году, когда, работая в ЦК ВЛКСМ, посетил курируемую мной Хмельницкую область Украины. 1-й секретарь обкома Т.Г. Лисовой, познакомившись со мной, выразил восхищение Н.А. Мухитдиновым, который в своё время вручал Орден Ленина Хмельницкой области и выступал на торжественном собрании.

«Лучшего оратора мне не приходилось раньше слушать», – признался Тимофей Григорьевич. Мне было крайне приятно.

Именно Мухитдинов многое сделал для очищения  Акмаля Икрамова и Файзуллы Ходжаева от огульных обвинений в подрыве советского строя, в сотрудничестве с зарубежными разведками и прочих «ужасах».  Ещё в 1938 году он был допущен на одно из заседаний судилища  в Москве над правотроцкистским блоком, где увидел своих кумиров юности, бывших руководителей партии и правительства Узбекской ССР. Это навсегда врезалось ему в душу. Через 20 лет, как секретарь ЦК КПСС, он лично ознакомился с архивами и добился реабилитации Икрамова и Ходжаева. Это случилось задолго до того, как были восстановлены Бухарин, Рыков и другие  руководители страны ленинского призыва.

Нуритдин Мухитдинов  прожил большую жизнь, он умер, когда ему было уже 90 лет, в августе 2008-го. И навсегда остался в памяти как подлинный патриот своего народа, интернационалист, человеком широко образованным, обладающим удивительной харизмой и обаянием. Его имя в истории Узбекистана стоит в одном ряду  с Усманом Юсуповым и Шарафом Рашидовым.

Ало Ходжаев

 Не забывал о родине на трибуне Мавзолея

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

 Не забывал о родине на трибуне Мавзолея

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Абдурахим:

    Хорошая статья. Это наши героии. Это наша история. Жаль что Мы молодёж Узбекистана о ных не знаем.Пишити для истории о ных.Ало ака. Спасиба Вам за статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности