5 августа 2020 года в Российском центре науки и культуры в Ташкенте ходе онлайн-конференция отдали дань памяти великому российскому авиаконструктору, академику, дважды Герою Социалистического Труда, генерал-полковнику инженерно-технической службы, главе конструкторского бюро «МиГ», родоначальников реактивной авиации Артёму Ивановичу Микояну.
Историк Василий Костецкий рассказал, что самым массовым истребителем, с которым ВВС Красной Армии вступили в войну с фашистской Германией, был самолет МиГ-3, который не имел себе равных по скорости и высоте полёта и мог эффективно решать задачи противовоздушной обороны. Особенно большую роль МиГ-3 сыграл во время битвы под Москвой в 1941 году.
Бывший летчик Рустем Рустемов напомнил, что на знаменитых МиГах установлено свыше 110 мировых рекордов, а имя конструкторского тандема Микояна и Гуревича стало самой известной российской авиамаркой в мире.
Полковник в отставке Олег Овчинников поведал об особенностях истребителя МиГ-15, разработка которого принесла КБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича мировую известность. Благодаря исключительной простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надёжности в эксплуатации, а также выдающимся лётно-техническим и боевым качествам, он приобрёл славу «самолёта-солдата». По многим показателям МиГ-15 и МиГ-15бис превосходили лучшие истребители своего времени.
Об уникальном самолёте МиГ-25 рассказал член-корреспондент Российской Академии педагогических и социальных наук Давлятбек Сагдуллаев.
Так, благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам, на опытных самолетах МиГ-25 в период с 1965 г. по 1978 г. были установлены 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе три абсолютных.
— Когда мне приходится бывать в Москве, рассказал Георгий Сааков из Армянского культурного центра, — я со своими родными навещаю скромную могилу А.И. Микояна в семейном некрополе на Новодевичьем кладбище. Он был очень скромен, от души радовался достижениям всего коллектива.
Историк Равшан Назаров подчеркнул, что конструкторское бюро, созданное А.И. Микояном, и сегодня продолжает творить и удивлять мир всё более совершенными самолётами. МиГ-29, 31, 35 — в эти машины заложен огромный потенциал, который ещё долгие годы не будет исчерпан.
Артём Иванович говорил: «Можно заставить человека работать за деньги, а можно увлечь общей идеей». Такую атмосферу он и создал в своём коллективе. При этом он любил повторять: «Когда трудности кажутся непреодолимыми и препятствия множатся, значит, победа и успех близки».
Единственно подправлю – … великому советскому авиаконструктору …