18+
24 Апреля 20:01
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Восток шагнул под красное знамя

100 лет назад в Баку прошел первый съезд народов Востока.  На нем решалась судьба Советской власти в крае.

Восток шагнул под красное знамя

Съезд проходил в сложной обстановке. В Крыму еще продолжалось патриотическое (“белогвардейское”) сопротивление, шла советско-польская война, дашнакская Армения терпела поражение за поражением от Турции. Однако форум был организован с большой помпой.

Весь Баку был обвешан красными флагами и большевистскими лозунгами, в разных местах установили несколько триумфальных арок. На съезде присутствовали представители 37 национальностей (это по стенограмме съезда, в других источниках сообщают о 44, причем 266 делегатов почему-то не указали в анкетах своей принадлежности).

Самые большие делегации были от турок (235), персов (иранцев, 192) и армян (157). Русских – 104. Были внушительные делегации от грузин, чеченцев, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов (очевидно, здесь в основном имеются в виду казахи), евреев. Отдельно были представлены сарты (10), джамшиты  – 12 (интересно, кто это?),  текинцы. Были некие хазары (так в стенограмме написано, скорее всего речь идет о хазарейцах).

Странно, съезд проходил в Баку, а в списке национальностей нет азербайджанцев, они числились тогда еще турками.

В списке башкиры есть, а татар нет, хотя татарские деятели упоминаются среди выступавших. Съезд проходил под эгидой Коминтерна, его глава Зиновьев всем и заправлял.

Накануне съезда прошло заседание Бакинского совета рабочих, красноармейских и матросских депутатов. Его председатель Нариманов  провозглашал: “Да здравствует наш вождь, прибывший сюда, тов. Зиновьев, вождь мирового коммунизма, да здравствует тов. Радек, вождь мирового пролетариата!”

 Фамилия Ленина на съезде была названа один раз, когда его выбрали вместе с Зиновьевым и Троцким почетными председателями съезда. Сталина тоже упомянули  раз, когда избирали его почетным членом президиума съезда.

Зиновьев и Радек благодарили бакинцев за хорошую организацию съезда. В стилистике, выдававшей, что да, “в Афинах они не учились”.

Зиновьев: “Они (бакинцы) вознаграждены (проведением съезда) за те многие страдания, которые им пришлось вынести сверх комплекта, отпущенных рабочим других городов”.

Радек: “Город Баку неслучайно намечен нами, когда мы думали о съезде… Здесь, в Баку, где много лет работали и персы, и турки, и татары, где их капитализм насиловал… к ним одновременно приходила социалистическая мысль”.

В Баку собрали  разношерстную публику. Бела Кун, Хошимин, руководители западноевропейских компартий, турецкий авантюрист Энвер паша, тайком пробрался на съезд Заки Валиди, пытавшийся стать лидером Туркестана,  Еникеев, отметившийся еще до революции провокациями. 

Весьма дельно выступил представитель от узбеков Нарбутабеков. Он, в частности, сказал: “Мы заявляем, что кроме советской власти, наши мусульманские народы и народы Востока другой власти не захотят… Следует заявить, что кроме власти советской никакая другая для Востока не приемлема… Лучшего союзника, чем трудовой Восток, советская власть в настоящее время найти не может, ибо в течение трех лет на призывы наших товарищей, лучших руководителей мировой революции, до сих пор западноевропейский пролетариат не оказал активной поддержки”.

Последнее утверждение было довольно смелым, ведь вопреки очевидным фактам, большинство функционеров Коминтерна, деятели западноевропейских компартий продолжали твердить о приближающейся мировой революции, в том числе в Европе.

 Также от туркестанцев выступал Рыскулов. Он заявил, что “к советской власти приобщились полсотни миллионов народов Востока. Мы видим, что из бывших колоний, как Туркестан, Кавказ и другие страны с мусульманским населением, образовались советские республики… теперь эти республики… развиваются культурно, они теперь освобождены и устраивают сами свою социальную жизнь… Такие государства, как Армения, Финляндия, Польша… не представляют собой самостоятельных государств. Они созданы нарочно… представляют  собой просто-напросто организованные шайки, которые, по поручению мирового капитализма, борются с Советской Россией”.

Женщин на съезде было всего 55 (по стенограмме, по другим источникам 50). От Туркестана выступила с прочувственной речью работница из Аулие Аты (нынешний казахский Тараз). Она заявила: “Советская власть – это наша мать, а мы ее дети. Душой этой советской власти, освободительницей и авангардом трудящихся всего мира, является Российская коммунистическая партия и доблестная Красная Армия”.

Конечно, далеко не со всеми положениями этих выступлений можно согласиться.  Но, во всяком случае, они свидетельствуют, что революционные идеи социальных преобразований  нашли в Туркестане благодатную почву и активно поддерживались значительной частью местного населения. Хотя нынешние историки насаждают установку, что якобы идеи социализма в на Востоке поддерживало лишь некоренное население.

Восток шагнул под красное знамя

Активный деятель съезда  Н.Нариманов позже писал,  что результаты съезда свелись к тому, что его инициаторы показали, “как они умеют красиво и много говорить, какого совершенства достигло фотографическое дело”. Действительно, говорили много и вдохновенно, гремели овации, бесконечно исполнялся “Интернационал”, участники съезда были наэлектризованы, многим казалось, что дело всеобщего благоденствия уже не за горами. Но одно быть в толпе своих единомышленников и другое, вернувшись на родину, оказаться один на один со своими пролетариями и крестьянами. 

Тем не менее, для многих деятелей национально-освободительного движения стран Востока этот съезд стал своеобразной школой.

Юрий Флыгин

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности