ХХ век вывел ситуацию с диаспорами на качественно иной уровень. Огромные массы людей перемещались, по тем или иным причинам, с одного континента на другой. Многие государства мира обязаны своими успехами именно мигрантам и диаспорам.
ХХ век вывел ситуацию с диаспорами на качественно иной уровень. Огромные массы людей перемещались, по тем или иным причинам, с одного континента на другой. Многие государства мира обязаны своими успехами именно мигрантам и диаспорам.
Впрочем, нас больше интересует Россия.
Не случайно В.В. Путин объявил проблему соотечественников зарубежья одним из важнейших приоритетов внешней политики.. А затем была принята и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению, воспринятая диаспорой в странах Центральной Азии почти что восторженно. Но, к сожалению, этим всё и ограничилось, потому что программа, по сути, провалилась, о чем президент Медведев и дал понять присутствующим, когда принимал участие в работе Архиерейского собора.
Почему же столь прекрасный замысел был столь бездарно провален российскими чиновниками? Даже Казахстан продемонстрировал куда большую эффективность своей программы работы с оралманами (казахской диаспорой). Всего в Казахстан из-за рубежа вернулось около миллиона казахов.
На этом фоне около двух десятков тысяч переселенцев в Россию за всё время действия программы выглядит просто жалко.
Даже по приблизительному подсчёту, русских должно было вернуться в Россию порядка 12-15 миллионов человек, работай наши чиновники так, как их казахские коллеги.
Нельзя при этом сказать, что Казахстан сколько-нибудь богаче России. Уровень местного чиновничества ниже всякой критики. Но при этом казахские оралманы получают социальный пакет, несравнимый с предназначенным для российских переселенцев.
Русские появились в регионе Центральной Азии достаточно давно. Для значительной части русского населения страны региона давно стали настоящей Родиной. Нередки случаи, когда семейные корни уходят в XIX или даже в XVIII век. Разумеется, мы себя считаем коренными жителями здешних мест, и бросать обжитые места тяжело. Тем не менее, 4-5 миллионов русских уже перебрались в Россию самоходом, и понятно, что не от хорошей жизни.
В порядке, видимо, оправдания российские бюрократы пытаются убедить общественность России, а заодно и свое начальство, что, мол, все, кто хотел, тот уехал. Неоднократно лоббировались попытки проведения законов, закрывающих двери перед переселенцами. Оно и понятно: «нет человека, нет и проблемы». Но все эти попытки – не просто мелкая ложь, а, по сути, преступление перед русским народом. Ведь только из Киргизии и Казахстана ежегодно переезжает в Россию 45-50 тысяч человек.
И лишь небольшая доля переехавших сумела воспользоваться Госпрограммой со всеми ее полумифическими льготами и преференциями, которыми так любят попрекать переселенцев.
В основе отношения к диаспоре лежит, конечно, большая политика. Не исключено, что дуумвиратом движет чувство патриотизма, но и вопросы экономики здесь играют далеко не последнюю роль.
И вот почему. Точной статистики по переселению или нет, или ее достаточно трудно обнаружить, однако эксперты сходятся во мнении, что количество переселенцев из стран региона составило порядка 4-5 миллионов человек. Переселялись в большинстве своем люди цветущего возраста, старики чаще оставались. Практически всё это были достаточно квалифицированные работники. Во всяком случае, не приходилось слышать, чтобы кто-то в России столкнулся с проблемой их трудоустройства или переобучения. Несомненно, все эти переселенцы заметно улучшили демографическую ситуацию в стране, что само по себе весьма важное подспорье для сегодняшней России. Не говоря уже о миллионах профессионалов, на обучение которых не потрачено ни копейки.
А ведь, кроме того, переселенцы нередко перевозят с собой бизнес или же открывают свои производства в России, создавая рабочие места. К тому же они покупают жилье, перевозят с собой и материальные ценности в виде нажитого имущества. Приплюсуем сюда покупательную способность этих миллионов новых граждан России, сумму налогов, которые поступают в бюджет государства, накопления в банках и т.д. Даже простое оформление паспортов и других документов переселенцев приносит доход государству в сотни миллионов долларов. И ведь для получения этих доходов государство даже пальцем не пошевелило. Возможно, специалисты, всё пересчитав, как-то уточнят эти цифры, но, думается, только в сторону увеличения.
Так почему же буксует Программа переселения? Почему люди предпочитают переезжать, минуя переселенческие конторы? Ответ очевиден: потому что выходит себе дороже. Программа работает на чиновника, а не на человека. А у чиновника, как известно, патриотизм стоит на «…надцатом» месте после личной выгоды. Вот живой пример из последнего номера международной газеты «Весь мир», издающейся в Казахстане. Некто Андрей Викторович Шилов, алмаатинец, 35 лет от роду, непьющий, некурящий, стаж работы водителем 15 лет, а кроме того, механик, слесарь, электро- и газосварщик, подал документы на переезд в город Уссурийск. И что, вы думаете, ему ответили? Правильно думаете: рабочего места для него в Уссурийске нет.
А вот что Шилов ответил на вопрос журналиста: «Да я, собственно, и не жду никакой поблажки от властей. Сам устроюсь, раз уж есть голова на плечах и пара рабочих рук в придачу». Вот вам и ответ на все вопросы, с теми или иными вариациями по теме. И ведь действительно не пропадет!
После грозных событий прошлого года численность русского населения в Киргизии, особенно на юге, резко снизилась. Однако вряд ли вы слышали, что где-нибудь в России появились палаточные лагеря для переселенцев-соотечественников. Люди переместились на заранее приготовленные позиции, или, на худой конец, поселились у родственников. Это еще раз говорит о том, что мы полагаемся не на чиновников, а только на самих себя. Что и хорошо, и плохо одновременно.
Хорошо – потому что наш человек научился выживать самостоятельно в условиях капитализма и жизни в диаспоре. Спасибо руководству России за заботу, но в наших обстоятельствах справедлива поговорка: «Пока солнце взойдет, роса очи выест». Каждый, кто может, потихонечку пытается строить себе жилье в России. Жаль только, что «с трудов праведных не наживешь палат каменных». Далеко не каждой семье удаётся обзавестись квартирой или домом в России, а если и удаётся, то процесс этот растягивается на долгие годы.
А плохо – потому что в других странах всё происходит иначе. И образцом вполне могут служить Германия и Израиль. Но только образцом, которому не обязательно следовать буквально, перенимая всё, как говорится, «под копирку».
В России с легкостью получают гражданство всевозможные воры в законе из Грузии, а вот законопослушному гражданину до недавнего времени не так уж легко было получить вожделенный паспорт. Да и теперь сделать это не просто.
Россия явно могла бы быть благосклоннее к своим соотечественникам, приносящим ей более чем приличный доход.
Или вот существует, например, такая практика переселения, когда соотечественники отправляют детей на учебу в Россию, а уж затем подтягиваются и всей семьей. Казалось бы, чего уж проще: предоставьте квоты соотечественникам для поступления в университеты России в необходимом количестве и на определенных условиях, вплоть до финансирования его учебы и предоставления кредита на квартиру на льготных условиях, и как минимум вам гарантируется, что молодой человек останется в регионе. А за ним, глядишь, подтянутся и другие члены семьи. Наши же чиновники, работая над Программой, видимо руководствовались психологией вербовщиков на галеры времен средневековья. Главное: заманить на корабль – а там уж и не вырвешься.
Соотечественники в регионе – сплошь люди профессиональные, в большинстве своем городские жители, преимущественно, с высшим и средним специальным образованием. И этим людям предлагают для переезда какие-то глухие таежные места, где в царские времена трудились каторжники. Но ведь в России полно мест, где пустуют великолепные земли! Но, чтобы навязать землю всем желающим, оговорив какие-то условия, ее предлагают выкупить небольшими участками за приличные деньги. А ведь вспомните, как в старину наделяли землей. «Бери столько, сколько за день обойдешь» — или что-то в этом роде… За такой-то землей и тянулись переселенцы в Сибирь. Уж извините за вульгаризм, но «жадность фраера сгубила». Упомянутый слесарь-водитель-сварщик опять же планирует потратить подъемные на покупку земли. Ну не парадокс ли это?
Дайте человеку землю бесплатно, в беспроцентный кредит, с погашением долга при условии, если она будет обрабатываться какое-то количество лет. Или же государству выгоднее держать земли десятилетиями под сорняками и бурьянами?