Коллеги, друзья и родные отметили 70-летие со дня рождения известного режиссера кинодокументалиста Узбекистана Гайрата Шадманова, который два года не дожил до своего юбилея и до последнего вздоха оставался верным профессии.
Коллеги, друзья и родные отметили 70-летие со дня рождения известного режиссера кинодокументалиста Узбекистана Гайрата Шадманова, который два года не дожил до своего юбилея и до последнего вздоха оставался верным профессии…
Почти сорок лет в его трудовой книжке значилась неизменная запись о принятии на работу — в студию «Узкинохроника», которой долгие годы руководил мэтр отечественной кинематографии Малик Каюмов. Его он почитал как непревзойденного Учителя с большой буквы.
В числе многих трудовых и творческих поощрений в той самой жизненной книжке Гайрата Шадманова появились две знаменательные записи – о награждении орденом «Дустлик», дипломом и премией республиканского кинофестиваля «Бухара-2000» за талантливое раскрытие исторической темы в киноочерке «Саид Ахрорий».
Те фильмы им снимались в «Узкинохронике» как документальный сериал под рубрикой «Истиклол фидойилар» («Преданные независимости»), куда вошли весьма оригинальные одно- и двухчастевые новеллы, посвященные таким деятелям движения джадидов в Туркестанском крае конца XIX-начала XX веков, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Мунавваркори Абдурашидов и другим, которые уже тогда открыли народные школы, где, наряду с религиозными предметами, преподавались основы светских наук – география, физика, химия и даже астрономия…
Если говорить о приходе Гайрата Касымовича в кино (а мы его ласково называли «голубоглазым» за необыкновенно небесный цвет глаз), то этому послужил фильм «Рокко и его братья», увиденный им еще в школьные годы. Именно эта картина подтолкнула паренька с ташкентского Рабочего городка к выбору будущей профессии. Получив аттестат зрелости, прямиком направился в студию «Узбекфильм». Именно там, по ходу съемок художественных картин «Мафтунингман» и «Фуркат», где довелось быть помощником режиссера в течение трех лет, ему дали рекомендацию для поступления в Ташкентский театрально-художественный институт.
Азы постановочного искусства постигал у знаменитого режиссера и педагога Александра Гинзбурга, а дипломной работой стал спектакль в Бухарском областном драмтеатре по повести «Тополек мой в красной косынке» Чингиза Айтматова. Затем некоторое время был стажером в Узбекском академическом театре драмы имени Хамзы, где художественным руководителем являлся известный режиссер Латиф Файзиев, который впоследствии полностью ушел в кино. А молодой Гайрат уже тогда решил идти в «Узкинохронику», откуда его направили на режиссерские курсы в Москву – во ВГИК.
Причем, когда родители нарекли его именем Гайрат, то вкладывали в него такие емкие понятия, как энергичность, рвение, старание, усердие. Все это в действительности и составляет жизненное кредо неутомимого кинодокументалиста Г. Шадманова, которого в шутку и всерьез коллеги прозвали «Феллини». Видимо за портретную схожесть, а может и за то, что в своих кинопроизведениях Гайрат всегда старался приблизиться к тому художественно-документальному сплаву, достигаемому только большими мастерами.
А знаковым творческим событием тогда, в 1970 году, молодого кинорежиссера Шадманова стала новелла «Фронтовичка». Фильм, рассказывающий о былой узбекской снайперше, в ту пору лингвисте-востоковеде Зебо Ганиевой, был сразу одобрен зрителями и критиками, заслужил призы различных кинофестивалей.
Кстати, Гайратом Касымовичем было создано более ста двадцати хроникальных, документальных и научно-популярных и историко-биографических лент, где ему довелось быть ассистентом режиссера, режиссером и сорежиссером. А наставниками явились такие яркие патриархи узбекского кино, как Малик Каюмов и Латиф Файзиев…
О последнем Г. Шадманов, спустя годы, снимет 30-минутную весьма романтическую документальную поэму «Латиф Файзиев или Его Величество Кино» — о том, как в его творчестве счастливо сочетались сценическое и экранное искусство, поэзия и проза вкупе с великим даром педагога, наставника молодых талантов.
Автору этих строк посчастливилось впервые в тандеме с Гайратом Касымовичем поработать в ходе съемок киноочерка «Учитель и наставник малышей» — о создателе узбекского букваря на латинице в тридцатые годы и на кириллице – в сороковые годы прошлого века, Герое труда Акилхане Шарафутдинове – и документального фильма «Хорезмский дом», рассказывающего о преемственности поколений создателей оригинального жилья и его инфраструктуры в суровом краю между Каракумами и Кызылкумами.
Вспоминаю уютный ташкентский дворик Алифбе-домла, как называли ветерана-педагога его ученики и коллеги. Дни, недели мы провели за беседой с аксакалом, ездили по городским и сельским школам и детсадам, где малыши осваивали азы грамоты, вникали в суть профессии педагога, чтобы потом за монтажным столом в студии из километра отснятого киноматериала сделать 20-минутную новеллу.
А как мы носились по стройплощадкам Хорезма, где в восьмидесятые годы XX века был настоящий бум сооружения индивидуальных домов, поставленных на поток, но с учетом давних традиций. Были с Гайратом в леспромхозах Новосибирской и Иркутской областей, где хорезмские кооператоры заготавливали строительный лес в обмен на свои консервы и знаменитые дыни. Всегда легкий на подъем, режиссер Шадманов за короткие дни командировок отснял тишину соснового и кедрового леса, шум сибирских рек и плеск байкальских волн, чтобы потом удачно смонтировать их с хивинской экзотикой, пейзажами пустыни, солончаков, низовьев Амударьи и уже тогда начавшего высыхать Арала. Одно дело все эти красоты описать в сценарии, совершенно другое – воплотить их на экране. Тут уж дело за режиссерским решением, за режиссерским видением кинокартины…
На стыке веков – в конце девяностых годов – начале двухтысячных – Гайрат Касымович успел снять ряд документальных лент о великом актере Шукуре Бурханове и первом узбекском адвокате Убайдулле Ходжаеве, о знаменитом художнике-миниатюристе Камолиддине Бехзоде и прославленном каракалпакском писателе Тулепбергене Каипбергенове. Помню, как я с моим старшим другом Гайратом делали научно-популярную ленту «Предвестники погоды», когда довелось с гляциологами, синоптиками и радистами Узгидромета мотаться на вертолете и на автомашинах, а иногда долго пешком по горам, степям и пустыням. А затем сели за монтажный стол, чтобы из сотен метров видеопленки «слепить» 26-минутный фильм о метеорологах…
На снимке:
Таким голубоглазым мы запомнили Гайрата Шадманова
Фото из архива автора