Третьи Бородинские чтения прошли в Ташкенте. Они были приурочены к 30-летию открытия в узбекской столице дома-музея русского писателя, автора знаменитых романов «Дмитрий Донской» и «Звезды над Самаркандом».
Третьи Бородинские чтения прошли в Ташкенте. Они были приурочены к 30-летию открытия в узбекской столице дома-музея русского писателя, автора знаменитых романов «Дмитрий Донской» и «Звезды над Самаркандом».
Открывая чтения, которые собрали историков и филологов с разных уголков республики, директор дома-музея Саодат Атакузиева напомнила о творческом пути Сергея Бородина, лауреате Сталинской и Государственной премии Узбекской ССР, характеризуя его как удивительный синтез двух культур. Она также представила аудитории сборник научных работ, выпущенных с помощью Российского Центра науки и культуры в Ташкенте накануне конференции.
Кстати, музей Сергей Бородина-один на все СНГ. Такого нет даже в России. Что неудивительно. Сергей Бородин был переводчиком известных узбекских, казахских, таджикских писателей, в том числе «Кашмирской легенды» бывшего руководителя республики Шарафа Рашидова, благодаря которому и родился дом-музей.
Новые страницы в биографии писателя приоткрыл историк Георгий Уфимцев. Оказывается, в годы Великой Отечественной войны, Сергей Бородин был простым фронтовым корреспондентом. Немцы сожгли его дом в родном тульском Белеве, где пропали первые стихи, которые, между прочим, высоко оценил сам Валерий Брюсов, первый наставник романиста.
Сам Сергей Бородин, несмотря на «бронь», рвался на фронт в качестве боевого офицера.
Но каждый раз получал отказ, не проходя медицинскую комиссию.На чтениях состоялся широкий и многогранный обмен мнениями об истории края. И это вполне логично. Сергей Бородин был еще и известным этнографом, нумизматом, археологом, настоящим энциклопедистом.
Так, член правления Русского культурного центра Юрий Флыгин поведал о том, как в Туркестане становилось европейское образование. О роли российских немцев в исследовании Средней Азии рассказал Рубен Назарьян из Самаркандского университета. О судьбе личных фондов выдающихся деятелей края сделал доклад Валерий Иоффе из Национального университета.
Дом-музей Сергея Бородина в центре Ташкента, где писатель прожил не один десяток лет, стал одним из островков русской культуры. Здесь проходят практику студенты-филологи местных вузов, на экскурсию спешат школьники из русских школ. Надо признать, музей, насчитывающий 28 тысяч единиц хранения, содержится в образцовом порядке, хотя штат его небогат, а зарплаты сотрудников весьма скромны.