В понедельник, 3 октября, в Ташкенте прошла конференция «Русская Православная Церковь в Средней Азии: 140 лет добрососедства с Исламом», посвященная юбилею Среднеазиатской епархии. С приветственным словом к собравшимся обратился российский посол в Ташкенте Владимир Тюрденев. По его словам, православие пришло в край смиренно, уважая местные обычаи и веру. Соседство двух великих религий в Средней Азии-редкий пример духовной толерантности. Дипломат напомнил, как мусульмане помогали возводить собор в Самарканде, а царь на свои деньги привел в порядок знаменитую мечеть Джами. И сегодня, заметил Владимир Тюрденев, у каждого христианина есть друзья среди мусульман. История Русской православной церкви в Средней Азии-это потрясающая повесть о крепости духа и веры. Туркестанская епархия дала немало выдающихся церковных деятелей, подвижников, исповедников. Это архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Димитрий (Абашидзе), митрополит Никандр (Феноменов), митрополит Арсений (Стадницкий), архимандрит Борис (Холчев), митрополит Иоанн (Вендланд), архиепископы Гурий (Егоров) и Ермоген (Голубев)
В понедельник, 3 октября, в Ташкенте прошла конференция «Русская Православная Церковь в Средней Азии: 140 лет добрососедства с Исламом», посвященная юбилею Среднеазиатской епархии.
С приветственным словом к собравшимся обратился российский посол в Ташкенте Владимир Тюрденев. По его словам, православие пришло в край смиренно, уважая местные обычаи и веру. Соседство двух великих религий в Средней Азии-редкий пример духовной толерантности.
Дипломат напомнил, как мусульмане помогали возводить собор в Самарканде, а царь на свои деньги привел в порядок знаменитую мечеть Джами. И сегодня, заметил Владимир Тюрденев, у каждого христианина есть друзья среди мусульман.
История Русской православной церкви в Средней Азии-это потрясающая повесть о крепости духа и веры.
Туркестанская епархия дала немало выдающихся церковных деятелей, подвижников, исповедников. Это архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Димитрий (Абашидзе), митрополит Никандр (Феноменов), митрополит Арсений (Стадницкий), архимандрит Борис (Холчев), митрополит Иоанн (Вендланд), архиепископы Гурий (Егоров) и Ермоген (Голубев).
Особенно отмечали участники конференции деятельность последнего митрополита Владимира, который последние 20 лет руководил епархией. При нем была открыта первая духовная семинария в крае, открылись десятки новых приходов и монастырей, число которых превысило даже царские времена.
Первоначально центр епархии находился в Верном (Алма-Ата), а 1917 году кафедра правящего архиерея была перенесена в Ташкент. В тяжелые годы гонений на религию было уничтожено, либо закрыто множество храмов.
С 1937 по 1945 годы епархия существовала без архиерейского возглавления; во всей Средней Азии оставался только один действующий православный храм – Покровский собор в Самарканде; остальные приходы были либо закрыты, либо возглавлялись еретиками-«обновленцами».
Несмотря на гонения, с конца 1940-х годов начинается постепенное возрождение Церкви. Однако лишь после падения советской власти жизнь православных верующих потекла свободно.
27 июля 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви епархия была преобразована в Среднеазиатский митрополичий округ с центром в Ташкенте; округ охватывает четыре епархии, включающие в себя Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Туркменистан. С программой речью выступил недавно назначенный митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.
Главной задачей он считает повторную христианизацию, борьбу с последствиями воинственного атеизма, который отшатнул от веры, привел к новым формам язычества.
«Народ духовно блуждает, люди забыли о христианской любви к ближнему», указал Владыка.
Он призвал священников края не проходить мимо простого человека, пришедшего в храм со своими проблемами, научиться говорить с ним на ясном и понятном языке. Отныне в штат каждого прихода вводится должность социального работника, который должен организовать уход за больными и стариками, поднимать на добрые дела прихожан.
Об истоках христианства в Средней Азии сделал доклад узбекский академик Юрий Буряков. Последние находки археологов в Ферганской долине подтверждают данные о том, что последователи Христа обосновались тут в первом веке нашей эры. Христианство было ведущей религией вплоть до прихода арабов в восьмом веке. И только монгольское нашествие пресекло эту ветвь, возрожденную 140 лет назад.
В конференции роме представителей Узбекистана приняли участие также священнослужители, историки, литературоведы и религиоведы из Казахстана, Таджикистана и Киргизии.
Тематика докладов затронула историю и современное состояние Русской Православной Церкви в Средней Азии, взаимоотношения Православного христианства с Исламом, культурной миссии Православия в среде верующих, вопросы толерантности и добрососедского сосуществования христианской и исламской духовных и культурных традиций.
По итогам конференции будет издан сборник докладов.