Два года назад в одном из крупнейших вузов России — Уральском федеральном университете (УрФУ) – был создан Центральноазиатский научно-исследовательский центр (ЦНИЦ). Он являет собой полноправное подразделение, образованное на базе кафедры истории России.
Два года назад в одном из крупнейших вузов России — Уральском федеральном университете (УрФУ) – был создан Центральноазиатский научно-исследовательский центр (ЦНИЦ).
Он являет собой полноправное подразделение, образованное на базе кафедры истории России.
ЦНИЦ представляет собой независимый исследовательский и информационный проект, основной целью которого является объединение ученых Урала с целью изучения и разработки научно-исследовательских проблем, решения научно-производственных задач в сфере изучения историко-культурного прошлого и настоящего Центральноазиатского региона и его значения для России.
В эту сферу вовлечены и студенты исторического факультета екатеринбургского университета, составной частью подготовки которых является летняя практика в Самарканде.
«История изучения Центральной Азии началась гораздо раньше слияния крупнейших вузов Екатеринбурга в единый федеральный университет, — рассказывает директор ЦНИЦ кандидат исторических наук, доцент Рустам Ганиев. — Начало ему было положено еще в Уральском государственном университете им. А. М. Горького, ученые которого несколько лет (с 1971 по 1981 год) проводили археологические исследования Тувы.
Эти исследования уральских ученых стали важной частью работы в составе Саяно-Тувинской археологической экспедиции (СТАЭ) ЛОИА АН СССР. Итогом ее стали многочисленные артефакты, которые легли в основу научных статей и монографий, а на раскопах Тувы выросло целое поколение екатеринбургских ученых, таких как Б. Б. Овчинникова, В. В. Трепавлов, О. Ю. Панова, Н. И. Анищук и Н. М. Моллеров, занимающихся проблемами истории Центральной Азии на протяжении многих лет».
Необходимо пояснить, что в рамках упомянутого проекта УрФУ под названием Центральная Азия следует подразумевать общепринятую громадную территорию.
В политико-административном отношении в Центральной Азии расположены как некоторые части территории Российской Федерации (Тува, Бурятия, южная часть Читинской области), так и Монголия, западная часть Китайской Народной Республики (СУАР, ТАР, Внутренняя Монголия), Афганистан, Север Индии и Пакистана, Северо-восток Ирана (исторический Хорасан), Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Ведь нынешнее определение границ Центральной Азии было принято ЮНЕСКО еще в октябре 1978 года.
В настоящее время регион Центральной Азии представляет собой важное стратегическое направление внешней и внутренней политики России, значение которого с каждым годом все увеличивается. Однако же для понимания современной ситуации в названном пространстве необходимо рассматривать данную проблему и в сугубо историческом контексте.
Именно это и было положено в основу научных задач, решением которых и должен заниматься Центральноазиатский научно-исследовательский центр Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина.
Наиболее важной из них можно считать изучение основных этапов исторического развития Центральной Азии и определение ее места и роли в этнополитической, экономической и общественной жизни России c древнейших времен до начала ХХI века. Кроме этой глобальной проблемы ученым Урала предстоит разработать и дать четкое представление об особенностях интеграционного развития регионов Центральной Азии в составе Российской империи и СССР.
А для этого представляется необходимым рассмотреть формы государственной политической зависимости, процесс формирования и осуществления региональной политики, создания нового экономического и культурного пространства с учетом религиозного фактора в государственной политике.
Все это позволит акцентировать внимание исследователей на истории стратегически важного для современной России региона, что является необходимым для изучения современной политической ситуации в государствах Центральной Азии и внешней политики Российской Федерации в этом регионе.
Центральноазиатский научно-исследовательский центр УрФУ в пределах своего проекта преследует и другую важную цель — активизировать интерес к данному научному направлению в процессе образования и воспитания как студенческой аудитории, так и молодых ученых университета.
Кроме того, проектом предусмотрены организация и проведение специальных выставок, научных конференций, семинаров, школ, учебных практик студентов в государствах Центральной Азии, призванных стимулировать процесс изучения социокультурных аспектов исторического взаимодействия России и государств Центральной Азии.
С целью популяризации достигнутых результатов научных исследований ЦНИЦ выпускает ежегодный периодический бюллетень по проблемам изучения взаимоотношений России и регионов Центральной Азии.
ЦНИЦ обладает обширными научными связями как с ведущими специалистами по изучению Центральной Азии из академических учреждений России — в Москве (Институт Востоковедения РАН, Центр истории народов России и межэтнических отношений Института Российской Истории РАН) и Санкт-Петербурге (Институт истории материальной культуры РАН, Институт восточных рукописей РАН), так и с учеными университетов стран Центральной Азии (г. Самарканд, Узбекистан, г. Бишкек, Кыргызстан и г. Ашхабад, Туркменистан).
Однако Центральноазиатский научно-исследовательский центр (ЦНИЦ) не останавливается на достигнутом и продолжает вести активную работу по расширению существующих научных связей и потому приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных специалистов по изучению Центральной Азии и ее влияния на формирование многонациональной культуры России…
Вот уже второй год подряд приезжают в Самарканд, ставший базовым центром УрФУ в Узбекистане, студенты исторического факультета екатеринбургского университета. Здесь они проходят так называемую музейно-экскурсионную практику под руководством доцента Р.Ганиева.
За две недели, отведенные на это учебных планом, россияне успевают многое: они не только знакомятся с архитектурными памятниками города и его музеями, но и принимают участие в археологических раскопках, проводимых Институтом археология Узбекистана, посещают ботанический и археологический музеи СамГУ, отдел восточных рукописей университетской библиотеки, встречаются с местными учеными из вузов и научно-исследовательских центров.
Екатеринбургские студенты живо интересуются и религиозной жизнью многонационального города, присутствуя на службах в православных и мусульманских храмах, в армянской церкви, еврейской синагоге и католическом соборе. Значительное место отведено и их самостоятельной работе в библиотеках города с целью подготовки рефератов и научных статей.
И хотя их пребывание в Самарканде буквально расписано по часам, студенты-историки находят время для кратких ознакомительных поездок в Бухару и Шахрисабз. Практика эта отнюдь не ограничивается «музейно-экскурсионным» направлением: благодаря опыту, работоспособности и целеустремленности их руководителя Рустама Ганиева россияне постигают менталитет местных жителей, особенности современной жизни и многое другое, чем не балуют гиды обычных туристов.
Результаты практики выглядят весьма обнадеживающими: уже заключены договора о сотрудничестве между УрФУ и самаркандскими партнерами – университетом имени А.Навои, обществом преподавателей русского языка и литературы, музейным объединением.
Все это дает основание полагать, что содружество ученых обеих стран будет весьма полезным и плодотворным для обеих сторон. В перспективе – обмен студентами и магистрантами, участие в научных конференциях и симпозиумах, публикации результатов исследований в России и Узбекистане, приглашение ведущих специалистов для чтения спецкурсов, совместное участие в грантовых проектах.
А вот мнения о проведенной практике нынешних ее участников, высказанные на перроне вокзала перед отъездом из нашего города:
«Я и в минувшем году приезжал в Самарканд, и встреча с ним во многом изменила мое прежнее представление о Востоке. Великолепные творения азиатских зодчих, древняя история города и его легенды, особый уклад жизни побудили меня заняться вплотную изучением прошлого этого великого города.
И я вскоре написал и опубликовал в материалах научной конференции «Россия и Центральная Азия в контексте исторического взаимодействия» статью «Самарканд – город тайн, город легенд», — говорит студент 4-го курса УрФУ Антон Кочнев. – Вторая встреча с вашим городом дала мне возможность еще глубже ощутить сам дух и колорит Центральной Азии, погрузиться в мир старины, узнать много нового и необычного.
Особо тронули меня открытость и дружелюбие самаркандцев, их патриотизм и неизменное желание прийти на помощь приезжему. Я намерен вернуться сюда и в будущем году, но не как турист. Хочу посвятить свою выпускную работу одному из аспектов эпохи Амира Темура.
Я страстно влюбился в Самарканд и потому мне немного грустно, что этот древний город постепенно утрачивает свой уникальный восточный колорит, превращаясь в типичный туристический центр…»
«А для меня Узбекистан стал первым зарубежным государством, в котором удалось побывать,- вступает в разговор Маргарита Грамакова. – Я увидела здесь то, что вовсе не ожидала увидеть.
Как и немалая часть моих российских сверстников, я представляла себе Азию как нечто абстрактное и несовременное, как вчерашний день истории. Но то, что я увидела, весьма приятно удивило меня. Красота природы, древние города Узбекистана, их особый колорит, благожелательные люди, изобилие фруктов и овощей, своеобразные обычаи и традиции позволили мне значительно расширить свой кругозор, пересмотреть некоторые былые представления. Особенно поразили и впечатлили меня памятники средневековой архитектуры.
Но самое большое впечатление произвела на меня жизнь местных общин. Откровением для меня стала махалля, которая при своей внешней замкнутости и закрытости, оказалась жилым кварталом людей, спаянных общими интересами, взаимовыручкой и взаимопониманием. Это же целый мир, заключающий в себе существование человека от рождения до смерти.
И еще одно приятное впечатление оставили местные виноградники: я и не представляла ранее, что кисти его плодов растут прямо над головой. И их можно сорвать – разве это не чудо? С огромным желанием вернулась бы в Самарканд вновь».
«Мы побывали в Ташкенте и Самарканде, Бухаре и Шахрисабзе. Увидели прошлое этого края и его современность. Меня весьма порадовало то, что эти древние города с их великолепными архитектурными памятниками не застыли в прошлом, а весьма бурно развиваются и прогрессируют. В каждом из них заметен синтез двух культур – азиатской и европейской.
И для меня особенно важно то, что они мирно уживаются, не подавляя друг друга, — замечает Федор Рассохин.
Седая старина гармонично сочетается с благами современной цивилизации. И еще хочу особо отметить заботу местных властей и правительства Узбекистана о сохранности памятников старины: каждый из них отреставрирован настолько тщательно и умело, что любой турист, побывав здесь, непременно ощутит дух средневековья, окунется в прошлое и проникнется величием эпохи Темура и его потомков».
Своими впечатлениями о пребывании в Узбекистане поделилась и студентка УрФУ Полина Нитковская: «Мы не только любовались памятниками средневекового Самарканда, но познакомились и с его современной жизнью. О толерантности и благожелательности жителей весьма характерно свидетельствует то, что в этом городе мирно сосуществуют мусульманские мечети и православные храмы, армянская церковь и еврейская синагога, католический собор и протестантские церкви корейцев.
Мы сумели многое увидеть. А мне даже посчастливилось принять участие в раскопах местных археологов на городище Афрасиаб и кое-что найти там. Самарканд – это просто чудо, город-сказка, город-мечта!»…
Фирменный поезд «Регистан» медленно отходит от вокзального перрона, в окнах вагона мелькают грустные лица российских студентов. На некоторых девичьих слезы: «Прощай, Самарканд, прощай, город-сказка»…
В будущем году на смену этим ребятам приедут другие, и хочется надеяться, что и предстоящая практика екатеринбуржцев будет для них не менее полезной и приятной.