В Риге прошел единственный показ американского документального фильма The Desert of Forbidden Art («Пустыня запрещенного искусства»), который, как утверждает местная пресса, стал сенсацией и открытием для зрителей всего мира(!).
В Риге прошел единственный показ американского документального фильма The Desert of Forbidden Art («Пустыня запрещенного искусства»), который, как утверждает местная пресса, стал сенсацией и открытием для зрителей всего мира(!). Работа над лентой, посвященной уникальной коллекции русских авангардистов, собранной в Нукусском музее Игорем Сави
цким (1915-1984), продолжалась целых семь лет. Ее снял Чавдар Георгиев, который родился в Одессе в семье тогдашнего консула Народной Республики Болгарии в СССР. Потом он закончил Чикагский институт искусства и стал аспирантом Киношколы Южнокалифорнийского университета. Его соавтор — Арманда Поуп.
Организаторы Рижского Фестиваля и инициатор данного проекта агентство «PR — Линия» сделали показ бесплатным. Фильм рассказывает об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами в государственном музее искусств Республики Каракалпакстан.
Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий, совершил настоящее чудо — в 1966-1984 годах он вывез из Москвы и других городов Советского Союза свыше 44 тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего русского авангарда. Его расчет оказался верным — вдали от столицы советского государства и от могущественных «чиновников от искусства», запрещенные и неугодные власти полотна обрели шанс на жизнь.
При этом коллекция создавалась на государственные деньги, которые выделялись музею на приобретение экспонатов.
«Есть советское искусство и есть савицкое искусство», — шутил коллекционер, который последние приобретения для музея делал во время отлучек из московской больницы, будучи уже смертельно больным.
В фильме собраны интервью с современниками, коллегами и учениками Савицкого, искусствоведами и художниками, использованы кадры документального кино, уникальные фотодокументы. Авторы правдиво рассказывают о непростой истории Советского Союза, трагической судьбе его интеллигенции.
Картины, которые показаны в фильме, поражают яркостью и смелостью своей формой, силой своего содержания. Игорь Савицкий в фильме говорит голосом голливудского киноактера Бена Кингсли.
И дальше пошла полная ахинея в американском стиле, сочетающем полугамотность с отровенным пиаром.
Оказывается, авторы ленты встревожены судьбой коллекции. Узбекские власти якобы не заинтересованы в сохранении уникального собрания, западные музеи готовы растерзать его на части, что неизбежно приведет к гибели всей коллекции. Плюс и Россия, как обычно, не проявляет никакого интереса к этому пласту великой русской культуры.
Картина была показана на фестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге и во Владивостоке. Но вот беда, у российской стороны так и не возникло желания сохранить коллекцию. Только, дескать, «Газпром» хотел прикупить несколько работ. Еще в Нукус приезжал Церетели.
« Мы думали, что россияне отреагируют на этот фильм с большим энтузиазмом, но, к сожалению, этого не произошло. Может быть, его покажут на канале «Культура», но пока у россиян нет планов на этот фильм. Интересно, что в Израиле его показывали уже везде и все русские в Израиле его видели, и им это интересно.
А в России интереса мы не встретили — нет пророка в своем отечестве. Фильм не видели и на родине Савицкого — в Киеве. Но рано или поздно фильм придет в Россию. Для нас было важнее познакомить с ним международную общественность, чтобы она смогла помочь повлиять на Узбекистан в плане сохранения этой коллекции», с апломбом заявил Чавдар Георгиев.
Без провокаций американцы, пусть даже и самого свежего разлива, не могут. О каком спасении коллекцуии русского авангарда идет речь? Или господин Георгиев не ходил по музею имени Савицкого в нукусе, который построен уже в годы независимости и который не имеет себе равных во всей Средней Азии?
Или он не знает, что Савицкий уже после смерти был награжден за свои труды высшим узбеским орденом? Или не в кусре, что с коллекцией русского авангарда в Нукусе работаю десятки европейских, американских, азиатских ученых и никто из них еще ни азу не поднял вопрос о «спасении шедевров»?
Не удивительно, что «сенсационный» подход к теме русского авангарда в музее Нукуса встретил прохлажное отношение в России. Там отлично знают, что вторая по численности коллекция (первая — в питерском Русском музее) находится в надежных руках, что ничто ей не угрожает. А потому не следует пороть чушь на ровном месте.