18+
19 Апреля 20:02
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

«Шпион»: кинокомикс про сталинскую Москву

Не так давно в российский прокат вышел фильм интересного шведского режиссёра Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон», произведённый усилиями Германии, Франции и Великобритании. Помимо мировых звёзд, в нём снимались российские актёры Светлана Ходченкова.

Не так давно в российский прокат вышел фильм интересного шведского режиссёра Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон», произведённый усилиями Германии, Франции и Великобритании.

Помимо мировых звёзд, в нём снимались российские актёры Светлана Ходченкова и Константин Хабенский. Роль у последнего маленькая, зато актуальная – советского атташе по культуре в Лондоне, а по совместительству сотрудника советской внешней разведки.

Героиня Ходченковой – тоже русская барышня, живущая на Западе с сомнительным соотечественником, естественно, беспробудным пьяницей, как и положено настоящему русскому парню. Слить или не слить секретную информацию британской разведке – вот в чём вопрос для героев. Взамен можно запросить убежище на Западе.

Шпиономания охватила мировой экран. Фильм Альфредсона у нас встретили весьма спокойно, несмотря на то, что он отлично сделан. Родного «Шпиона» приняли куда радушнее. Значит, не в повышенном интересе к шпиономании как таковой тут дело. Во многом поспособствовало энтузиазму зрителя имя Бориса Акунина, к которому у нас питают особую любовь.

Российский «Шпион» стартовал в прокате 5 апреля. Снял его дебютант Алексей Андрианов. Накануне выхода картину пиарили в галерее «Москва», что открылась в одноимённой столичной и недостроенной пока гостинице. Не претендующая на большие открытия выставка «Эпоха светлого завтра» задумывалась как своего рода парк развлечений. Выставили фотографии, плакаты, предметы быта предвоенной поры.

Посетитель выставки должен ощутить себя советским человеком. Можно взять наушники с гипсовых бюстов Ленина и Сталина, послушать выступления вождей, голоса представителей Третьего рейха. Посидеть за школьной партой рядом с плакатом «Пьющие школьники учатся хуже непьющих». На нём – ученики двух классов.

В форме красного цвета – те, кто пьёт, в основном это барышни. В классе с низкой успеваемостью их больше. Один из разделов посвятили шпиономании. Другой – строительству важнейших советских объектов, поражающих гигантоманией. Рядом с такими постройками человек чувствовал бы себя букашкой. Выставка стала рекламной предстартовой акцией фильма.

Экранизировать «Шпионский роман» Бориса Акунина собирались года три. Этой идеей увлеклись продюсеры Леонид Верещагин и Сергей Шумаков. Они вели переговоры с самыми разными режиссёрами, но помешал экономический кризис. Проект на время заморозили. Когда пришла пора к нему вернуться, Владимир Хотиненко рекомендовал в режиссёры своего ученика Алексея Андрианова. Снимал он до того лишь короткометражные фильмы.

У российского режиссёра совсем не получилось той утончённой стилизации, которую мы видим в фильме Альфредсона. К Акунину он подошёл по-акунински, опираясь на телевизионную специфику.

Попытался поиграть в комикс и советскую символику. Как нельзя лучше подошёл для съёмок Театр Российской армии с его роскошными сталинскими интерьерами. Правды жизни нет никакой – намеренно. Чекистский кабинет декорирован пятиконечной красной звездой, скрывающей дверь в кабинет главного героя. В костюмах – разнобой.

Действие происходит весной 1941 года. До Великой Отечественной войны остаются считанные дни. Сталин спокоен. Гитлер заверил его, что войны не будет. При этом вовсю идёт массированная дезинформации, связанная с засекречиванием планов относительно нападения Германии на СССР.

По фильму невозможно понять, действительно ли Сталин ничего не знал об истинных намерениях Гитлера. Борис Акунин, представляя фильм журналистам, ссылался на рассказы отца о том, что накануне войны командный состав Советской армии был распущен в отпуска.

Принцип «Шпиона» – туман вместо исторической правды. Кто тут демон, а кто хороший советский человек, преданный делу и стране, понять сложно. И актёры путаются в «показаниях». Сталин Сталиным не зовётся. Гитлер просто фюрер, а Берия – Нарком. Звучит, как кличка. Фюрер появляется на экране доисторического телевизора, который работает как компьютер. Псевдосредство связи, которого в реальности не существовало, выглядит, как праматерь скайпа.

Другой трёхглазый аппарат ведёт наблюдение за нужным объектом, так что хорошие поступки героя (это лейтенант Дорин) будут впоследствии ему предъявлены в качестве «вещдоков». Посмотришь видеозапись и сразу поймёшь, что такой молодой человек вполне подходит для гордого звания советского чекиста.

В центре мистификации – двое советских разведчиков. Старший – майор Октябрьский из секретного отдела НКВД, во всех смыслах «гражданин начальник», и его ученик – боксёр и начинающий чекист Егор Дорин. Один – вполне себе Жеглов, хотя с Высоцким сравнения быть не может, второй – Шарапов.

Привет Станиславу Говорухину и «Месту встречи изменить нельзя». Проекция культового фильма позиционируется как продуманный ход. Хотя неискушённый Алексей Андрианов вряд ли держал это в голове. Просто так получилось.

Главные роли сыграли Фёдор Бондарчук и Данила Козловский. Первый вполне привычен, работает традиционно и уверенно. Само появление актёра на экране вызывает определённые эмоции в зале, поскольку Фёдор Сергеевич стал едва ли не олицетворением современного российского кино – снимается много и снимает сам, берётся за многое, находится в авангарде всех процессов киноиндустрии и общественно-политической жизни.

Данила Козловский – артист не до конца раскрытый, способный к решению куда более значительных актёрских задач, нежели предложенные ему в «Шпионе» правила игры. Тут он несмышлёныш, который обжигается, тычется носом во всякую непристойность и только слегка догадывается, что всё не совсем так, как должно быть. Ладная парочка чекистов пытается противостоять изощрённым методам фашистской разведки.

Но всё же главным действующим лицом становится сталинская Москва, вернее то, какой она могла бы стать, будь реализован генплана 1935 года. Советская столица напоминает декорацию. Того Дворца Советов, украшенного гигантскими скульптурными композициями, который мы увидим на экране, никогда не существовало.

Примерно такого рода антураж мы видим в многочисленных сериалах и даже студенческих фильмах на заданную тему. Режиссёры завтрашнего дня всё чаще изучают историю по суррогатным опусам. Псевдореальность давно подменила точность документа. Так что авторам «Шпиона» было где разгуляться.

В обозримом будущем появится и четырёхсерийная версия «Шпиона» на канале «Россия», в которой получат развитие многие сюжетные линии, не вместившиеся в киновариант. Тогда мы узнаем про то, что предком Дорина был Эраст Фандорин. Подробнее будет раскрыта любовная история молодого героя, детали семейной драмы его возлюбленной, мать которой стала жертвой сталинский репрессий.

Отсюда и робкое беспокойство молодого чекиста. Но настоящий шпион не может выйти вон, оставить игру и зажить обычной человеческой жизнью. Судя по разговорам, телеверсия гораздо ближе по духу к первоисточнику.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности