Афганская граница была и остается «под током» для всей Средней Азии. Узбекистан тут не исключение.
Последнее крупное столкновение произошло в августе прошлого года. Тогда группа афганцев незаконно проникла на остров Арал-Пайгамбар на Амударье под Термезом. Узбекские «зеленые фуражки» с боем задержали 24 человека, оказавших ожесточенное сопротивление. Два нарушителя погибли, еще шестеро были ранены.
Причиной была попытка нелегально собрать корень солодки. Но все могло обернуться иначе, учитывая тяжелую обстановку за «речкой»
Так, сегодня в Афганистане на грани голода находится 25 миллионов человек. Счета правительства остаются под контролем в банках Европы и Америки. США и Великобритания, видимо, готовят таким образом почву, что рано или поздно голодные люди под руководством исламистов хлынут в сытую Центральную Азию. С оружием проблем не будет. После ухода из Афганистана США оставили талибам оружия на 85 миллиардов долларов. Чем не идеальная ситуация для «большого взрыва», который грозит погрузить в хаос огромный регион?
Увы, надо признать, что такие планы не плод мечтаний. Радикальное подполье ждет только сигнала от своих «братьев». По разным оценкам, именно Узбекистан занимает второе место по числу боевиков, уехавших воевать в Сирию и Ирак на «джихад».
«Очевидную опасность несет внутренняя политика талибов,-считает ташкентский эксперт Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» Владимир Березовский. –Официальный Кабул массового переселяет воинственных пуштунов на границу со Средней Азией, зачастую насильно изгоняя из родных мест узбеков и таджиков. Это встречает сопротивление, привело к созданию нескольких оппозиционных групп, ведущих вооруженную борьбу с талибами. Процесс может усилиться после того, как Пакистан решил вернуть на родину миллионы афганских беженцев, а это опять пуштуны».
Все говорит о том, что США и Великобритания продолжают свои попытки вернуться в регион под предлогом борьбы с афганской угрозой как это было в 2001-ом. Отсюда настойчивые предложения Узбекистану западных военных стандартов, заморских вооружений. Не ослабевают и щупальца западных разведок, которые давно нацелились на военные структуры Узбекистана: не секрет, некоторые предатели отбывают свой срок и сегодня.
Вербовка идет, в частности, на совместных учениях. Последние из них прошли в Монтане в минувшем августе. На них военнослужащие Узбекистана и других стран региона отрабатывали функциональную совместимость и обмен данными с подразделениями НАТО. Неужели, если что, «янки» придут на помощь Ташкенту?
Верится с большим трудом. Особенно после позорного бегства западных «освободителей» из разоренного и истерзанного Афганистана.
Очевидно, что ближайшим союзником и гарантом безопасности в регионе была и остается Россия, которая сегодня в Сирии и на Украине показывает самое современное воинское мастерство. И этот бесценный боевой опыт открыт для узбекской армии.
Тем более, что сотрудничество между Россией и Афганистаном по охране южной границы Содружества никогда не прерывалось.
Известно, что Узбекистан для защиты приграничных территорий создал 120 специальных мобильных моторизованных групп. В состав этих формирований вошли сотрудники Министерств внутренних дел и обороны, Службы государственной безопасности и Национальной гвардии. На вооружении пограничников появились современные беспилотники, республика и сама налаживает их выпуск. Рубежи прикрыты авиацией и ПВО, ракетными частями. И уж, конечно, не лишними смотрятся российские базы в Таджикистане и Киргизии, системы С-300 и другие «изделия», призванные остудить горячку любого агрессора.
Вернемся, впрочем, к острову Арал-Пайгамбар, чтобы вновь показать, как тесно переплетены судьбы соседних государств.
Название с узбекского языка переводится как Остров пророка. Его длина в среднем 8 километров, ширина – 4,5. На нем размещена погранзастава, а сам остров входит в состав Сурханского заповедника.
В расположенном там мавзолее будто бы похоронен исламский пророк Зуль-Кифль, он же библейский Иезекииль.
Тридцать лет назад, после вывода советских войск из Афганистана на острове высадилась группа афганцев, которые, пользуясь тем, что в тот период на нем отсутствовали как военные, так и пограничники, принялись варварским образом вырубать лес и на понтонах переправлять его на свою сторону. Правительство Узбекистана, не имея достоверных сведений, заподозрило, что афганцы задумали «тихой сапой» отторгнуть этот остров.
Ислам Каримов поручил это дело 15-й отдельной бригаде специального назначения, дислоцированной в Чирчике, неподалеку от Ташкента. Во время СССР подразделение было подчинено Главному разведывательному управлению СССР, а после расформирования Туркестанского военного округа, по предложению властей Узбекистана с 1 июля 1992 года вошла в состав его вооруженных сил.
С 1989 года бригаду возглавлял Владимир Квачков, как и другие офицеры имевший опыт войны в Афганистане. В дальнейшем он стал широко известен, после того как в 2005 году его обвинили в покушении на Анатолия Чубайса, а несколькими годами позже – в попытке свержения власти с помощью «народного ополчения». Отсидев в общей сложности одиннадцать лет, в 2019-м отставной полковник вышел на свободу.
В сентябре же 1992 года возглавляемый им отряд спецназа численностью чуть больше пятидесяти бойцов получил приказ освободить от афганцев Арал-Пайгамбар. «Сражение» началось с демонстрационных полетов на минимальной высоте над островом пары истребителей МиГ-29, имитирующих нанесение бомбового удара. После этого по пустынной части острова был открыт огонь минометной батареи. Одна часть десанта высадилась в западной части острова, другая возле двух пристаней.
Вместо вооруженного до зубов опасного врага военные наткнулись на палаточно-шалашный лагерь дровосеков и обнаружили, что пристани завалены штабелями дров. При этом нарушители приветливо махали им руками. Во время занятия острова не прозвучало ни единого выстрела, к исходу дня было задержано восемнадцать афганцев, которые были переданы представителям узбекских пограничных войск и отправлены катерами в пограничную комендатуру. В качестве трофеев десантникам достались лишь пилы, топоры, мотыги, четыре осла, лошадь и бычок.
Впоследствии Квачков рассказывал журналистам, что будто бы Каримов передал приказ расстрелять плененных, но он не стал этого делать.
После случившегося на остров была возвращена пограничная застава, убранная оттуда в первой половине 1960-х, по всей видимости, в результате хрущёвского сокращения армии.
Что касается освободившей остров 15-й бригады спецназа, то её офицеры, по указанию Ислама Каримова и, по согласованию с президентами России и Казахстана, были отправлены для «восстановления конституционного строя Республики Таджикистан» и «устранения исламистского правительства в Душанбе». Они помогли создать в Курган-Тюбе «Народный фронт», выступивший против отрядов Объединённой таджикской оппозиции, которые, в основном, состояли из сторонников Партии исламского возрождения Таджикистана, успевших захватить Душанбе и часть республики.
Владимир Квачков утверждал, что именно он нашел человека, могущего возглавить этот Народный фронт – местного авторитета Сангака Сафарова, который и стал его председателем после получения согласия от Ислама Каримова.
Сафаров, в свою очередь, выдвинул на первые позиции одного из своих командиров – Эмомали Рахмонова, депутата Верховного Совета, ранее председателя колхоза, вскоре ставшего президентом Таджикистана. Именно деятельность Квачкова и его соратников решила исход гражданской войны на Памире…
Как видим, общая история, драгоценный опыт сотрудничества служат надежной гарантией мира и покоя на сложной афганской границе. А вот как поведут себя в такой ситуации «западные партнеры» известно только им самим…