С 1 января 2025 года Россия вернет старый новый порядок для мигрантов. В стране можно будет находиться не больше 90 дней, если у тебя нет РВП, трудового договора, любой другой законной «бумажки». Это — шаг назад.
Все, конечно, понимают, что это вынужденное решение. Перед глазами стоят пылающий «Крокус» и последний взрыв на Рязанском проспекте, унесший жизнь генерала Кириллова и его помощника.
Любая страна не сидела бы сложа руки.
Турция, например, ввела визовый режим с Таджикистаном, а ОАЭ перестала пускать узбекских мужчин после недавнего убийства раввина.
Тем не менее отношения России и Узбекистана — это особый случай. И с этим всем придется считаться.
«Демографические проблемы стали триггером роспуска СССР, не оставили выбора тогдашнему руководству страны, — напоминает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических проблем «Каспий-Евразия». — Значительная часть союзного бюджета уходила на социальные нужды республик Центральной Азии и Закавказья, где наблюдался стремительный рост населения на фоне снижения рождаемости русского народа, перенесшего на своих плечах основные тяготы гражданской войны, коллективизации и Второй мировой. После освоения казахской целины, восстановления Ташкента, строительства сибирских электростанций человеческий ресурс подошел к концу. Комсомольские путевки не помогли набрать людей на БАМ и в Нечерноземье — все затормозила уравниловка в зарплатах».
В принципе, задача была решена. После роспуска Советского Союза, отмены всех дотаций и субсидий, искусственного перекоса в ценах образовались невиданная доселе безработица, существенная разница в зарплатах, и народ хлынул в поисках работы на российские просторы. Без всякой пламенной агитации и усилий со стороны Москвы — жизнь заставила.
Сегодня в России только узбекских граждан находится более двух миллионов. Были времена, особенно в начале нулевых, когда эта цифра доходила и до семи миллионов.
Экономисты не скрывают, что Россия получала и получает за счет трудовых мигрантов свою выгоду. По темпам строительства жилья, например, превзойден брежневский показатель в 100 миллионов «квадратов» в год. Урожаи зерна выросли с 60 до 140 миллионов тонн. Розничный товарооборот, транспортные услуги, интернет — все прет как на дрожжах за счет приезжей «закваски». Да и многодетных семей заметно прибавилось!
Будет ли Москва корректировать политику в отношении мигрантов из ЦА?
Дело, думается, в том, что российские власти сейчас будут запоздало реагировать на смену культурного кода новой волны приезжих. Это, как показал недавний социологический анализ, семейный мужчина 28 лет из провинции или сельской глубинки, выросший и воспитанный в условиях независимости, в других национальных и политических координатах, в другой вере, наконец.
Этот человек не знает Ленина, Гагарина, Курской битвы, Льва Толстого, он приехал в Россию строго по делу — заработать денег, встать на ноги, обрести семью. И он не займет очередь за книгами, скажем, Прилепина и не будет брать билеты по любой цене на «Щелкунчика». Он — другой.
Одно это вызвало в российском обществе, никогда в своей истории не переживавшем такого, смешанное с недовольством напряжение. И власти не могли больше делать вид, что «все хорошо и лучше не бывает».
Правда и в том, что Россия не будет отказываться от мигрантов. Бизнес уже набирает людей в Африке, Пакистане, Индии, зазывает спецов из Европы и Америки. В России есть работа и есть проекты, останавливать, которые никто не хочет.
На первом этапе Россия, думается, постарается вычистить всех нелегалов, их точно никто не знает сколько, называется цифра в 700 000. Для чего уже начали на границах брать отпечатки пальцев, делать фото, составлять черные списки нарушителей после многочисленных облав на стройках, базарах и в хостелах.
Дальше начнется упорядочивание оргнабора и трудовых контрактов, перенос всей ответственности на работодателей, слишком привыкших к самодурству и волюнтаризму по отношению к гастарбайтерам. Отсюда повышенное внимание к опыту Южной Кореи, Арабских эмиратов, Катара, Европы и Японии.
Не все будут довольны.
Узбекский парламентарий Алишер Кадыров уже раскритиковал решение Госдумы не допускать детей мигрантов в школу без знания русского. Словно в узбекскую школу можно поступить без языка Хамида Алимджана.
Верх, впрочем, неизбежно возьмут коренные интересы двух стран. Ведь что дает трудовая миграция Узбекистану?
Так, только за 9 месяцев текущего года денежные переводы в республику составили 11,3 млрд долларов, что на 34,8% больше против 2023 года. Это, между прочим, 14,2% ВВП. Что превышает доходы от хлопка и золота вместе взятые.
Сегодня Узбекистан выбрасывает на рынок труда 600 000 человек каждый год, это крупный город, который надо накормить, дать крышу над головой, обеспечить безопасность, предоставить школы, поликлиники, детсады. К 2030 году уже будет миллион «лишних» людей. И при всем желании местное правительство просто бессильно решить их даже базовые проблемы…
Россия и Узбекистан обречены выстроить совместную эффективную миграционную политику. Это — объективная реальность.