На просторах Содружества быстро набирают силу технопарки. И тон здесь задает Россия.
Так, лишь в Москве уже 35 технополисов и технопарков, в том числе знаменитые «Сколково» и «Дружба» с китайцами. А всего их по стране более трехсот.
Чем хороши технопарки и какая от них польза? Если коротко, то эти компактные центры заточены на выпуск самой современной высокотехнологичной продукции. Здесь в один пазл сходятся наука, проектировщики, инжиниринг, передовые технологии, маркетинг, квалифицированные кадры плюс нацеленность на захват рынка, на хорошую и стабильную прибыль.
Узбекистан не остался в стороне от новой формы развития экономики.
Буквально на днях в Ташкентской области побывала делегация подмосковных бизнесменов. Они вкладывают 15 миллионов долларов в сушку овощей и фруктов, гарантируют круглогодичный сбыт зеленой продукции. И хоким области уже выделил землю под перспективный проект.
Впрочем, еще раньше, пару лет назад был запущен химико-индустриальный технопарк «Чирчик» под эгидой казанского «Химграда». Нынче тут воплощаются в жизнь 34 проекта, куда влились больше 200 млн долларов, работу получили две тысячи горожан.
В прошлом году запустился технопарк «Джизак», где намерены освоить еще 100 млн долларов.
Оба этих кластера копируют стиль и методы татарских технопарков «Алабуга» и «Мастер».
За ними потянулась и Башкирия, захотевшая свой технопарк в Нурафшане. А уже в январе 2024 г. «Узэлтехпром» ударил по рукам с россиянами по началу формирования нового технопарка Eltech Industrial по производству электроники.
В ближайших планах также индустриальный парк в специальной экономической зоне «Навои», тесно связанной с могучим Навоийским горно-металлургическим комбинатом, флагманом узбекской индустрии. А это сулит уже другие масштабы и класс.
В Навои, скажем, взлетят в небо первые узбекские беспилотники для сельского хозяйства.
«Технопарки сулят Узбекистану не только промышленные перспективы, но и политические дивиденды, — считает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Они создаются исключительно с целью освоения новых рынков, импортозамещения, ликвидации безработицы и сокращения бедности. В этом их коренное отличие от западных проектов, которые неизменно увязываются с диктатом в сфере так называемых свобод и демократии, заканчивающихся очередной цветной революцией и шантажом из набора санкций.
Другое преимущество технопарков — они работают не на отдаленную перспективы, а на реальные нужды сегодня, на запросы рынков сразу нескольких стран, что в разы увеличивает их жизнеспособность и гарантирует экономическую отдачу».
Промышленная кооперация, о которой много говорит Шавкат Мирзиеев, в первую очередь укрепляет технологический суверенитет. Он бы окреп еще больше, вступи Узбекистан полноценно в ЕАЭС. Ведь здесь своя банковская система, своя таможня, свои уже налаженные связи плюс рождающийся у нас на глазах единый энергетический рынок.
Членство в ЕАЭС открыло бы шлюзы для широких инвестиций, которые были надежно защищены единым судом, едиными правилами и стандартами, принятыми внутри Евразийского экономического союза.
Откровенно говоря, на первый взгляд, все условия для этого налицо. Россия была и остается крупнейшим партнером Узбекистана. Только на ближайшее будущее в портфеле сотрудничества проектов на 45 миллиардов долларов, в республике действуют более 3000 предприятий с российским капиталом. Думается, пора оставить все сомнения, какие-то «расчеты» и стремительно заходить в ЕАЭС. Пока двери открыты и нас там ждут…