Заслуженная артистка Узбекистана Фатима Режаметова отмечает 50-летний юбилей бенефисом в спектакле «Мы любим друг друга?» 5 декабря на сцене Молодежного театра.
Она всегда знала, что будет актрисой. Выбор сделала за неё судьба, подарив ей таких родителей: девочка Фотя (так с 4-х лет её называли киношники) родилась в семье известных артистов Туганбая Режаметова и Ширин Азизовой.
В 6 лет Фотя уже сыграла свою первую роль в фильме «Дом под жарким солнцем». Сегодня у Режаметовой больше 60 ролей в кино и 40 театральных образов. «Я Собака по году рождения, преданна по-собачьи семье, друзьям, учителям», – говорит Фатима.
Ещё одна её яркая черта – она во всём должна быть первой, всегда на шаг впереди. Только первой на курсе, только в первом составе при распределении ролей. Если что-то делать, то на «отлично», или не делать вообще.
Первые роли и надежды
С 1991-го жизнь Фатимы связана с Молодёжным театром. Тогда курс выпускников Ташкентского театрально-художественного института им. Островского с двумя готовыми спектаклями – «Звёзды на ладони» и «Лекарь поневоле» – влился в коллектив Театра юного зрителя. Одновременно с ними в ТЮЗе начал работать молодой, талантливый, ищущий режиссёр Наби Абдурахманов. Очевидно, все они оказались в нужном месте в нужное время – через несколько лет на театральной карте Ташкента появился новый театр – Молодёжный.
Смелые эксперименты, новые выразительные средства, настоящий синтетический театр, где активно используется музыка и пластик – да, это Молодёжный театр. Здесь никогда не считают своего зрителя глупее себя. И всегда понятно ради чего ставится спектакль, о чём идёт разговор со зрителем.
Сейчас актриса в своём родном театре – своеобразный камертон, считает директор Хасан Салихов: «Если у Фатимы горят глаза, значит, театр жив, значит, мы на правильном пути».
«Да, мне всегда должно быть интересно то, что я делаю, только так может родиться та самая магия, за которой люди приходят к нам».
Тогда глаза загораются и у тех, кто находится по другую сторону рампы, и зритель становится со-творцом, со-участником того, что происходит на сцене.
Сегодня Фатима – актриса такого уровня, когда режиссёры без проб сразу видят свою героиню. Так было с нашумевшим сериалом «На солнечной стороне улицы». Мэтр Усков, только посмотрев на её фотографию, сразу сказал: «Вот моя Фирузка!». И больше на эту роль не рассматривалась ни одна кандидатура.
Фатима сегодня – это актриса, которая может за первые пять секунд на сцене завоевать зрителя, установить свои правила игры, а дальше уже рассказывать историю своей героини, проживать её судьбу. Сегодня она умеет «по щелчку» входить в нужное состояние, выдавать единственно точную эмоцию.
…Но слёз моих не видно никому
Это её позиция: вне сцены ты должна транслировать людям только одну эмоцию – радость – от того, что тебя знают и любят.
«У тебя нет права на плохое настроение, без зрителей ты никто». Этому Фатиму научил отец. Все родительские уроки стали для неё заповедями, по которым сегодня живёт артистка.
Отец Туганбай Режаметов в фильме «В 26-го не стрелять»
Клавиша белая, клавиша чёрная…Судьба, как будто постоянно испытывает её на прочность. Вручает счастливый билет – замечательных родителей, но через некоторое время кидает «чёрный шар» – отец трагически уходит из жизни в 43 года. «Это моя боль, что не удалось сыграть вместе с отцом. С мамой мы играли вместе на сцене. А отец…»
Клавиша белая, клавиша чёрная… Судьба дарит ей дочь и сына (Фирдавс продолжает творческую династию, он получает профессию режиссёра эстрады). А два года назад – страшный удар.
Под колёсами автомобиля погибает Фарангиз – её дочь, её ангел, её счастье, её боль… «Она была лучше меня, талантливее, красивее. Бог забирает к себе самых лучших, там они, наверное, нужнее».
С детьми – Фарангиз и Фирдавсом
Есть то, что отнять у неё не сможет никто, –сцена и зрители. Потому что театр – это и есть её жизнь.
В нынешнем году, когда зловредный вирус, казалось бы, поставил на паузу всех и всё, Фатима, Фатима «пробила» праздник – бенефис.
Одна за всех, или Соло для актрисы
Немножко забытый сегодня жанр оживёт на сцене Молодёжного театра совсем скоро, 5 декабря. В этот день состоится премьера моноспектакля «Мы любим друг друга?». Это инсценировка пьесы Жана Ануя «Оркестр», сделанная специально для Фатимы.
Началось всё в прошлом году. Ей в Москву, где актриса была на встрече выпускников ТТХИ, позвонила подруга Майя Гафурова. «У нас для тебя есть сюрприз, – сообщила Майя – пока не скажу какой, дождусь, когда ты вернёшься домой». Но не выдержала и раскололась через пару часов.
«Мы с Левоном (Левон Узунян – тбилисский режиссёр, с работой которого «Я – Николай Гумилёв!» ташкентцы познакомились в прошлом году – авт.) написали специально для тебя инсценировку. Это «Оркестр» Жана Ануя».
«Услышав, о какой пьесе идёт речь, – продолжает Фатима – я была несколько ошеломлена. Ведь в «Оркестре» шесть персонажей, и сыграть хотя бы одного из них – уже большая творческая удача, а тут моноспектакль, где мне предлагается воплотить пять женских образов. Это такой замах, такая серьёзная заявка, которую нужно реализовать очень хорошо или никак». Но Майя, которая училась во ВГИКе на одном курсе с Левоном, убедила, что с таким режиссёром можно не бояться идти на риск, всё получится.
Этот проект стал для Фатимы спасением во время карантина. Репетиции ежедневно проходили в онлайн-режиме (кстати, опыт работы в кино очень помог Фатиме репетировать таком формате). 5 декабря – премьера. И впервые в Средней Азии спектакль будет транслироваться онлайн.
Спектакль, который родился, как дружеский сюрприз, стал в результате не просто бенефисом к юбилею Фатимы Режаметовой, а международным проектом. Актриса из Узбекистана играет французскую пьесу, которую поставил режиссёр из Грузии. Музыку к спектаклю написал теперь уже российский композитор (и друг Фатимы) Алик Халмурзаев – тоже в качестве подарка ко дню рождения.
…Друзья – это отдельная и важная тема в мелодии судьбы Фатимы. Она умеет дружить. О любом из своих друзей она говорит очень трогательно. Будь то Виктор Вержбицкий («Витя-джан столько для меня сделал, я никогда с ним не расплачусь»); будь то подруга Наташа («Она всегда меня поддерживает, в любой ситуации»); или недавно ушедшая балетмейстер Халида Мухиддинова, создательница ансамбля «Сумалак» («Она была старше, но мы никогда не чувствовали разницы в возрасте, общались на равных»).
Ещё Фатима очень ценит своих учителей по жизни. Их она тоже не делит по рангам. Она одинаково благодарна и нянечке бабе Тосе, и первой учительнице Лидии Михайловне, и своему педагогу из Театрального института Римме Кашаевой.
5 декабря Фатима приглашает всех на свой бенефис. Приходите! Не забудьте цветы юбилярше!
Виктория СЕЙФУЛЛИНА
Фото из архива Фатимы РЕЖАМЕТОВОЙ.