В британском парламенте сочинили доклад о ситуации в Центральной Азии, его выводы будут взяты за основу на саммите в формате «ЦА5+1» в следующем году.
Цель номер один-максимально противодействовать России в регионе. Но что забыл Лондон в Средней Азии, включая Узбекистан?
Авторы доклада подсчитали, что в 2022 году товарооборот двух стран составил мизерные $178 млн, прямые инвестиции– жалкие $116 млн. Для сравнения–торговля Узбекистана с Россией- $9,3 млрд, а вложения в местную экономику превысили $13 млрд. (в 2022 г. – $2,3 млрд).
То есть, никакого интереса для Великобритании Узбекистан как партнер не представляет. Ну и, как видно по цифрам, это взаимно.
Хотя кое-что поиметь Лондон не против. Великобритания активно навязывает Узбекистану и другим странам ЦА свою «зеленую энергетику». Для компенсации высокой стоимости электроэнергии на возобновляемые источники (ВИЭ) Лондон готов предоставить льготные кредиты. Чтобы в конце концов еще крепче затянуть петлю внешнего долга.
Также Лондон проводит политику «мягкой силы», используя Британский совет с его программами Creative Spark и Creative Central Asia, Chevening. По последней, к примеру, «молодые лидеры» получают высшее образование на туманном Альбионе, чтобы потом занять «ключевые позиции в администрациях своих стран». И если в 2022 было подготовлено 22 таких «специалиста», то в 2023 уже 31, а к 2025 г. планируется довести их число до 40.
При этом Лондон не скрывает своего презрительного отношения к странам региона, называя их «клептократическими автократиями». На этой почве заморские должностные лица постоянно позволяют себе бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела Узбекистана.
Так, предыдущий посол Тимоти Торлоу неоднократно высказывал главе МИД Абдулазизу Камилову недовольство по поводу судебной системы, советовал ввести «проверки на благонадежность», требовал отказаться от нейтралитета в украинском конфликте. Именно Великобритания обвиняла узбекские власти в «жестоком подавлении» протестов в Каракалпакстане в 2022 году, преследованиях граждан «по религиозным мотивам» (имеется в виду борьба с исламистскими радикалами).
«Что это может означать в переводе на язык реальных политических действий? Расшатывание внутриполитической ситуации и катализацию всех потенциальных конфликтов в регионе. Финансирование смены режима и прихода к власти управляемого кандидата. Можно спросить у соседей-казахстанцев, как им понравился «воздух европейской свободы» в «Кровавом январе» 2022 года», — отметил независимый исследователь, кандидат исторических наук Бахтиёр Алимджанов.
Успел Лондон «наследить» и в Узбекистане. Именно корреспонденты Би-Би-Си за день до андижанского мятежа в мае 2005-го брали интервью у главарей, именно британские СМИ первыми оказались в городе, залитом кровью, вели прямую трансляцию, а потом сняли целый фильм. В такие «случайности» давно никто не верит…
Все говорит о том, что Британия не прочь замутить новую «Большую игру» в Центральной Азии, подыгрывая США. Но прежних силенок уже нет, как нет и желания чем-то помочь молодым государствам.
Налицо вечное стремление погреть руки и желательно даром, по дешевке. Лондон будет, конечно, улыбаться, строить умное и заинтересованное лицо, сулить золотые горы. Но обманываться не стоит.
Катастрофический пример Украины, поверившей в посулы Запада, окончательно всех отрезвил. Отказаться от плодотворного сотрудничества с Россией, Китаем-во имя чего? Весь наивняк остался в начале 90-ых прошлого века, на заре независимости. И время ясно показало, кто есть, кто.
Тимур ХАСАНОВ, Ташкент