Пару десятков лет в Самарканде возвели «стену Каримова», которую нынче решено убрать. Но снесенного знаменитого гузара (квартал) Заргарон уже не вернешь.
Это квартал считался одной из достопримечательностей города. Отсюда издавна по всему Востоку растекались ювелирные изделия самаркандских мастеров.
Своего расцвета искусство ювелиров достигло при Амире Тимуре, когда Самарканд наводнили ремесленники разных мастей. Привезенные сюда в качестве пленников из покоренных стран, они пользовались в тимуровской столице особыми привилегиями. Мастера из Египта и Сирии, Ирака и Ирана, Армении и Грузии, Афганистана и Ливана способствовали появлению новых товаров и профессий.
В последующие века феодальные междоусобицы, династические войны и набеги тюркских кочевников довели некогда блистательную столицу до плачевного состояния. И лишь после длительного периода упадка в XVIII столетии наступила некоторая стабилизация. Практически вымерший город стал заселяться мастеровыми людьми из окрестных регионов – Бухары и Карши, Ташкента и Мерва, Балха и Шахрисабза, Ферганской долины. И в соответствии с местными традициями новые горожане селились здесь либо по принципу землячества, либо по общности профессии.
Именно тогда переселенцы-ремесленники, облюбовав свободный участок рядом с величественным Регистаном, быстро освоили его и назвали гузаром Заргарон. Почти все мужчины этого квартала занимались исключительно ювелирным делом и сопутствующими ему промыслами.
Первоначально им приходилось несладко, ибо заказов от небогатых горожан было мало. Но со временем картина стала резко меняться и на месте невзрачных глиняных мастерских, в которых жили, работали и продавали свои товары ювелиры, появились добротные строения разбогатевших заргаров. Естественно, это было связано с ростом благосостояния населения.
В связи с увеличивающимся спросом на украшения росло и расширялось их производство. Прежние дуконы становились тесными, так как мастера теперь нанимали учеников, и эти подмастерья тоже нуждались в жилом и рабочем помещениях. Солидные мастера стали отделять производственные помещения от торговых и жилых. Сами мастерские словно отступили в глубину дворов, а выходившие на проезжую часть улицы комнаты словно вытянулись в единый торговый ряд, за которым закрепилось название «растаи заргарон». В более позднее время эту уютную улочку назвали Серебряными рядами.
Самаркандские мастера, избегая конкуренции, имели собственную специализацию. Они делились на чеканщиков по золоту и серебру (заргар наккош), изготовителей ожерелий (тапитсоз и гулибатсоз), колец (сигубшпринсоз), головных украшений (тиллокош), подвесок и серег (сарирупсоз) и других. Особой кастой заргаров считались мастера по очистке драгоценных металлов от различных примесей и отделения золота от серебра (гахбанди).
Естественно, что наибольшим спросом городского и сельского населения пользовались женские украшения. Разница состояла лишь в том, что зажиточные горожанки украшали себя изделиями из ценных металлов с настоящими драгоценными камнями, выделка которых была весьма сложной и трудоемкой. Сельчанки же обходились эрзацем – менее дорогими и более простыми украшениями.
Мужчины – богатые чиновники, беки и состоятельные купцы — охотно приобретали серебряные чернильницы (сиехдон), табакерки в форме тыквы (носкаду), украшенные драгоценными камнями и покрытые тонкой чеканкой по золоту и серебру. Существовал спрос на ювелирные курительные приборы (чилим), бытовые кувшинчики (офтоба), разнообразные блюда (тавок), тазики для умывания (дасташуй), флакончики для благовоний (мушкдон) и футляры для корана. Все эти предметы изящно отделывались цветной эмалью (мионкори) или покрывались чернью (саводкори). В этом случае зеленое стекло дробили в порошок, смешивали с клеем и плавили. Полученный состав при протирании предмета ваткой приставал к нему в местах заглубленного рисунка и создавал цветную эмаль. Серебряные изделия протирали мелким кварцевым песком, а филигранные браслеты терли проволочной щеткой. Для шлифовки золота мельчили селитру и, держа предмет на огне, посыпали его, а затем опускали в холодную воду.
Ювелирные изделия украшали камнями особые мастера-хаккоры. Самым популярным камнем в Самарканде была бирюза, привозимая из Ирана, а также сердолик, который шел на маленькие печати с начертанием имени владельца или мудрых изречений. Эти печати вставлялись в кольца с металлической оправой, которые могли служить и амулетом (тумор). Для отделки и украшения боле ценных предметов применяли рубин и аметист, сапфир, изумруд и жемчуг.
Многие виды изделий, украшавших самаркандцев, имели якобы ритуально-магическое значение. К ним относились браслеты, парные височные украшения (каджак), подвески для кос в виде миндалинок на шнурках, медные или серебряные кольца (ангуштарин), носовые серьги (арабак и холбинджи).
Несмотря на очевидную выгодность профессии ювелиров в Самарканде, как и в других городах Востока, заргаров было не очень много. Причем, ремесло это передавалось лишь ближайшим родственникам и оберегалось от вовлечения посторонних. Поэтому мастера работали преимущественно в одиночку, доверяя своим подмастерьям лишь самую простейшую работу.
Следует отметить, что наемных помощников держали при себе только крупные ювелиры, имевшие постоянный спрос на свои изделия.
До сих пор масти были известны только у лошадей и картежников. Но автор определил их и у мастеров-ювелиров. По каким критериям?
Стандартная фигура речи…известная лет 200…Ничего удивительного или смешного здесь нет…Широко распространено в литературе…Прими на вооружение…