По указу Владимира Путина, все инвалиды и ветераны Великой Отечественной стран СНГ и Балтии получат к 9 мая по 75 тысяч рублей. Все, кроме Узбекистана.
Карты открыл Телеграмм-канал На Востоке не все как кажется. Его источник, близкий к правительственным кругам, рассказал, что история вопроса уходит к совещанию глав государств СНГ 2004 года.
За месяц до саммита года правительство Узбекистана, как и положено, получило из Кремля на ознакомление и одобрение основные тезисы совещания. Главная тема – грядущая 60-я годовщина Победы. В числе документов — предложение президента РФ: правительство и народ России предлагают «включить в число получателей выплат по поводу годовщины фронтовиков, блокадников и участников трудового фронта — кроме граждан России, наравне с ними — еще и граждан Узбекистана». Доставка – за счет России. Москва предполагала выплачивать в любой «удобной» валюте сумму, равную $600.
В то время в Узбекистане к этой категории граждан относилось около 100 тыс. человек. В Ташкенте задумались, что будет с рынком, который и так еле дышит, произойдет, если в него единовременно попадет такая бесконтрольная, огромная сумма?
И вот в Москве – совещание глав государств СНГ 2004-го года. Все друг другу улыбаются. Президент России вносит свое предложение – вручить от имени России всем ветеранам СНГ торжественные денежные подарки. Дружно аплодируют. Но затем – дискуссия.
Одним из первых выступает представитель Узбекистана. На лице Путина – неподдельное удивление. Он слышит, что предложение Москвы – это напрасная затея, «у наших граждан все есть», и вообще – зачем нам это?
Время, напомним, было шаткое. Узбекистан входил/выходил из ОДКБ, пытался выстроить свой собственный Центральноазиатский экономический союз во главе с самим собой, в Карши взлетали американские бомбардировщики, политики США восхищались Узбекистаном, всем в пример ставилась «модель экономического развития», ждали вот-вот наступит «великое будущее»… Действительно, зачем такой стране чьи-то подарки?
Впереди был 2005-ый год, мятеж в Андижане, санкции Запада, Ташкент начал вступать в Таможенный союз и ОДКБ, но затем опять передумал и пошел своим загадочным путем…