В Узбекистане решили вернуть Национальному институту художеств и дизайна Камолиддина Бехзода имя русского художника Павла Бенькова. И это справедливо.
Знаменитая «Татарка»
Павел Петрович Беньков появился в Узбекистане в зрелом возрасте, под сорок. В Казани он был уже признанным мастером, участником выставок в Петербурге, Италии, работал художником-постановщиком в местных театрах, преподавал.
К революции отношение у Бенькова было сложное. Он ушел из Казани с армией Колчака. Но в 1921 году вернулся и ему, как известному портретисту, даже доверяли рисовать Ленина.
Все пошло под откос после смерти 17-летнего сына. А тут еще вспыхнула любовь к свой ученице, на 20 лет моложе, Софье Ковалевский…
Беньков в отчаянии бросает все и уезжает куда глаза глядят. И это была Бухара, где он появился в 1928 году. До конца жизни он так и не рассказал, почему именно Бухара.
Встреча героя
Выпускник Петербургской Академии художеств, академии Жюлиана в Париже, ученик Кардовского и великого Репина был покорен новым миром. Как мастер пленэра он увидел ослепительную от солнца поэзию Востока. Он первым в республике начал разрабатывать принципы жанровой картины с ее непосредственностью, поэтичностью и искренностью. Беньков, например, стал рисовать узбечек. Для чего привез из Казани свою картину «Татарка» и убеждал таким образом местных девушек, что в этом нет ничего запретного.
Беньков оставил картины, по которым можно сегодня изучать жизнь Узбекистана в первой половине 20 века.
Полотна Бенькова вошли в золотой художественный фонд республики, они нашли место в лучших музеях Москвы, Казани, Самарканда, Бухары, Ташкента, Алма-Аты, Душанбе. Его картины не спутаешь с другими, а стиль, школа Бенькова отчётливо просматривается в картинах современных художников.
Впрочем, мастера были в Узбекистане и без Бенькова. Он первый, однако, предложил и основал художественное училище. Сначала в Ташкенте, а 1930 году уже в Самарканде, которое в 1936-м заняло первое место на конкурсе художественных училищ СССР.В 1939-ом, в честь 60-летия Беньков был удостоен звания Заслуженный деятель искусств Узбекистана.
Беньков был среди создателей Союза художников Узбекской ССР, его руководителей. Он приложил руку к рождению Государственного музея искусств Узбекистана.
Павел Петрович воспитал целое поколение национальных художников, стоял у истоков узбекской живописи.
Кстати, Софья Ковалевская вскоре примчалась к Бенькову из Казани в Самарканд, была с ним до последнего дня, также рисовала и преподавала.
Старый Ташкент
В декабре 1948 года Самаркандское училище объединили с Ташкентским техникумом. Беньков тяжело переживал «потерю» своего детища. Умер уже в январе 1949-го, похоронен в Самарканде. Его именем назвали улицу, где он жил, дали имя училищу. Тогда всем было очевидно, что не стало корифея, отца-основателя. И спустя 70 лет ничего не изменилось.
Павел Беньков-это брэнд бывшего Республиканского училища, а нынче Института. Это вечный символ исконной художественный связи между Россией и Узбекистаном. Выпускники гордятся своей принадлежностью к беньковцам, это связь поколений, это престиж. Они не забыли и настояли, чтобы вернуть законное имя своей альма-матер.
С возвращением, Павел Петрович!
Автопортрет