В ташкентской консерватории состоялся большой концерт в память о Евгении Живаеве. Он был настоящей звездой музыкального Узбекистана.
Заслуженный артист республики, главный дирижёр джаз-оркестра «Узбекистан». Он отдал сцене почти шестьдесят лет.
Вспоминает его брат Юрий, саксофонист, живущий сейчас в Париже:
– Женя родился в 1937-ом в Красноярске в семье офицера Красной Армии. В 1950 году отца, Петра Григорьевича, перевели в ТуркВО. Женя продолжил учёбу в общеобразовательной школе № 50 и, параллельно, в музыкальной школе им. Успенского при Ташкентской государственной консерватории по фортепиано в классе Литвинова.
В 1955 году Евгений поступает в консерваторию на историко-теоретический факультет. И уже студентом подрабатывал пианистом в танцевальном оркестре Дома офицеров, где начал писать первые аранжировки.
В это время в «Узгосэстраде» был создан оркестр, которым руководил Батыр Закиров, а дирижёром был Александр Двоскин. На волне энтузиазма Женя вместе с Альбертом Малаховым
организовали первый в Советском Союзе студенческий диксиленд, репетировали в ОДО, а выступали с концертами в клубах и институтах Ташкента.
Он был «нарасхват». Помимо работы пианистом в оркестре ОДО, он играл в коллективе в Клубе КГБ, в кинотеатре «Хива» («Молодая гвардия»), дирижировал у Батыра Закирова, блистал во Дворце культуры железнодорожников. Плюс закончил еще один факультет консерватории-дирижёрский.
Наконец, в 1964 году с композитором Энмарком Салиховым они «породили» эстрадный оркестр Узбекского Радиокомитета, который впоследствии перерос в Оркестр симфонической эстрадной музыки Узгостелерадио. Здесь и раскрылся редкий талант Живаева в полной мере.
Заслуженная артистка Узбекистана Рано ШАРИПОВА:
– В нашей памяти навсегда останется необыкновенная,
фантастическая, азартная, талантливая джазовая и эстрадная музыка, наполненная личным шармом Евгения Петровича Живаева! Классного, монументального музыканта, замены которому, пожалуй, и нет.
Мы встретились с Женей в далёком 1955 году в школьном клубе ташкентского «полтинника». Через какое-то время создали сплочённый тандем. И пошли бразильские и мексиканские, песни советских композиторов, из кинофильмов. Мы довольно быстро стали известными и даже первенство выиграли на лучшее исполнение песен Лолиты
Торес. Наше «концертирование» не способствовало учёбе, бывало, и двойки получали.
После школы наши пути разошлись на время, но в 1964 году мы встретились вновь на радио. Он уже тогда был дирижёром эстрадного оркестра, а художественным руководителем оркестра был известный композитор Энмарк Салихов. И началась уже другая музыка!!!
Сколько было написано в это время чудных, проникновенных, прозрачных и сокровенных песен о любви, песен нашей
молодости!
Появление эстрадного жанра и эстрадного оркестра заинтересовало тогда многих – как молодых, так и зрелых композиторов. И все обработки и аранжировки бесподобно, с огромным уважением к каждому штриху мелодии, к каждому слову стихов, так проникновенно, как это делал Женя, ни делал никто.
Будучи русским православным парнем, он столько души вложил в узбекские песни, которые пела я и Мухаббат Шамаева. Бесчисленное множество певцов выросли рядом с Евгением Петровичем. Песни тех лет стали суперпопулярными, они звучали в фильмах.
Этим песням уже полвека, но и до сих пор их помнят, любят и хотят слушать. Как хорошо, что мы успели с Евгением Петровичем завершить перезапись этих песен. Чтобы доставить людям удовольствие, мы сделали попурри – Женя выполнил новую аранжировку, а я «перепела» их заново.
Продюсер, певец, композитор Владимир БАРАМЫКОВ и заслуженная артистка Узбекистана Кумуш РАЗЗАКОВА:
В.Б. – Я познакомился с Евгением Петровичем в 60-е годы, когда работал в группе «Киборги», а после джазового фестиваля 1968 года мы подружились. Мне всегда очень помогали его советы, касающиеся музыки и бэнда. Светлая память этому замечательному музыканту и дирижеру.
К.Р. – Я навсегда запомню этого Стража музыки и Кавалера музыки. Он нам завещал любить музыку, беречь её. И он навсегда останется у нас в сердцах.
Народный артист Республики Узбекистан Фаррух ЗАКИРОВ:
– Вспоминать Евгения Петровича хочется с улыбкой. Потому что он артист незаурядный, необыкновенный, с тонким чувством юмора, чрезвычайно живой и жизнерадостный человек.
Если включить воображение и перейти на язык образов, мне всё время представляются его партитуры в виде деревьев. Где каждый листочек и стебелёк похожи на ноты, «четвертушки», «шестнадцатые», «целые». Каждые знаки, диезы – это, как лепесточки цветов. И если собрать воедино эти «партитуры-деревья», можно представить, какой потрясающей красоты и масштаба был бы сад! И в этом саду не было бы ни одного повторяющегося дерева! Вот такое наследие оставил Евгений Петрович!
Работа с Евгением Петровичем – это удивительная «школа», в которой мне посчастливилось учиться. И, конечно, его вклад в эту школу невозможно измерить.
Евгений Петрович оставил свой талант в детях и внуках, многие из которых – музыканты международного уровня. К сожалению, я говорю о нём в прошедшем времени. Жаль, что многое, что хотелось бы сказать в его адрес, он уже не услышит. Тем не менее, он останется для нас всех таким же удивительно добрым, живым, выдающимся музыкантом.
Инна АККЕРМАНЦЕВА