Подозрительно тихо, без привычных литавр, закончился саммит «ЕС – Центральная Азия» на берегах Иссык-Куля.
Канал «На Востоке не все как кажется» обратил внимание, что «журналисты ждали, но не дождались разговора о санкциях, которыми Евросоюз грозит странам Центразии. А это был повод…
Месяц назад в Ташкенте был с «серьезной миссией» спецпосланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан. Предупреждал и убеждал: «Мы попросили наших узбекских коллег уделить особое внимание возможному провозу через Узбекистан списка запрещенных продуктов [произведённых в ЕС]. Поскольку в последнее время наблюдали увеличение экспорта товаров из этого списка через территорию Узбекистана на 126% ,— что довольно значительно».
Это же надо: они там у себя в Брюсселе весь наш бизнес отследили, с точностью до процента. И уже вынесли приговор — «значительно»…
Тогда ни у кого из узбекских чиновников не хватило смелости напрямую спросить: «Да какое твое дело? Мы сами можем определить, что тут у нас значительно, а что — не очень…» Этого не произошло.
Нас построили, дали рекомендации, и мы теперь шагаем в ногу в надежде — мы нейтральны и нас не тронут. В этом убеждал Шарль Мишель на пресс-конференции по итогам саммита:
«Мы уже приняли много мер против тех, кто поддерживает военную машину России, 10 пакетов санкций. Мы сейчас обсуждаем 11-й пакет санкций. Но я хочу четко сказать, что мы не применяем никаких экстерриториальных мер. Что особенно важно, мы хотим работать со всеми нашими партнерами по всему миру только путем диалога».
Ну да… После «диалога» с О*Салливаном коренным образом изменились контакты узбекского бизнеса с Россией: наши люди теряют огромные деньги. Несмотря на все наши «шаги навстречу», «Ахангаранцемент» (10 тыс. рабочих) и еще три узбекских предприятия попали под санкции: невозможно в одночасье изменить свой бизнес.
В весьма обширном итоговом Коммюнике есть только несколько слов: «Они (участники саммита) также подчеркнули важность тесного диалога в контексте санкционного режима Европейского союза».
И это вся выраженная озабоченность. В остальном — улыбки… обоюдный восторг… объятия…
Кто выиграл? Ответ лежит на поверхности».
И это, конечно, не страны ЦА».
Нажим между тем не ослабевает. Глава отдела Госдепартамента США по координации санкций Джеймс О’Брайен, срочно прилетевший в Астану, уже радостно потирает ладони. По его оценкам, Казахстан взял на себя функции регионального хаба, которым раньше была РФ. То, что надо!
Он посоветовал степной республике искать новые рынки сбыта вместо российских, обзаводиться иными поставщиками, а самое главное не пускать практически никакие товары в Россию.
Цель поставлена ясная-«снизить зависимость мира от Москвы», это цитата. Ни больше, ни меньше.
Очевидно, что весь этот «наезд» устроен накануне 11 пакета санкций со стороны Брюсселя. Средней Азии выкручивают руки, добиваясь «правильного поведения», иначе ее бизнес-структуры и банки попадут в черный список.
Самое смешное, что Запад, поигрывая хлыстом санкций, все это называет «перспективным партнерством».
Думается, на практике это все ведет к неизбежному расколу на региональные блоки. Легко просчитывается, что кроме западных «пугалок», могут возникнуть и российские с китайскими в качестве ответных мер. И здесь уже всем будет не до политеса и ритуальных рукопожатий под щелканье фотокамер.