18+
06 Декабря 11:23
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Федор Керенский — просветитель Туркестана

У нынешней системы образования Узбекистана, всей Средней Азии, есть свой родоначальник, несправедливо забытый. И это Федор Михайлович Керенский.

Смолоду он пошел по стопам отца, который служил священником Троицкой церкви в селе Керенки Пензенской губернии. Федор Михайлович сначала учился в семинарии, работал учителем в духовном училище, а в 1863 году перешел в Пензенское уездное училище учителем русского языка.

С 1865 по 1869 годы учился в Казанском Императорском университете на историко-филологическом факультете. С 1869 г. – преподаватель русской словесности в Казанской Первой классической гимназии, по совместительству преподавал педагогику в Казанской Мариинской женской гимназии и Казанском Родионовском институте.

В Казани Федор Михайлович вступает в брак с Надеждой Александровной Адлер. В 1875 году в семье Керенских появился первый ребенок — дочь Надежда, в 1877 году — дочь Елена, а в 1879 — дочь Анна. В марте 1879 года он был назначен директором Симбирской гимназии. В Симбирске, где они прожили десять лет, по воспоминаниям Надежды Александровны, это были самые счастливые годы их жизни. Здесь 22 апреля 1881 года родится их сын, в будущем глава Временного правительства России — Александр, а 17 июня 1883 года — сын Федор.

Федор Керенский - просветитель Туркестана

2 мая 1889 года Федора Михайловича назначают Главным инспектором народных училищ Туркестанского края, современным языком — министром образования огромного региона, где многое нужно было начинать буквально с нуля. Не было педагогов, учебников, пособий, современных классов, большие расстояния, бездорожье мешали оперативному управлению, доставке всего необходимого для заведений.

Керенскому в ту пору был сорок один год.

Путь в далекий и незнакомый Туркестан оказался долгим и трудным. Железнодорожная дорога тогда доходила только до Самарканда, и остававшиеся триста верст до Ташкента надо было добираться в повозке по пыльной и жаркой дороге. 28 июня 1889 семья Керенских (сам Федор Михайлович, его жена и пятеро детей) прибыла в Ташкент, и их поселили в служебной квартире в т.н. новом Ташкенте, в одноэтажном доме на углу Московской улицы и Воронцовского проспекта (нынешние улицы «Istiqlol» и «Амира Темура»). Сегодня на этом месте располагается отель «Sheraton».

Сохранился портрет Ф.М. Керенского со слов одного из первых исследователей Туркестана, директора Ташкентской мужской гимназии, впоследствии члена-корреспондента Российской Императорской Археологической комиссии в Петербурге и Московского археологического общества Н.П. Остроумова: «Рост выше среднего, общее сложение мужественное, большая голова на толстой шее, широкая грудь и такаяже спина. Высокий лоб и маленькие глаза… широкий подбородок, цвет кожи смуглый. Волосы на щеках и бороде бритые. Походка тяжелая, увалистая».

В Туркестанском крае Федор Михайлович прослужит до 1910 года, то есть 21 год. Уже к 1903 году в Туркестанском крае было 12 средних учебных заведений, 19 городских училищ, одно ремесленное училище, 80 русско-туземных школ и 800 медресе.

По отзывам современников, Федор Михайлович Керенский не просто участвовал в развитии образования Туркестанского края — он превратил образовательные учреждения в мощный инструмент просвещения и социальных преобразований, сочетая прогрессивные педагогические идеи с адаптацией к местным реалиям.

Под его руководством активно развивались русско-туземные школы, где дети коренного населения получали не только грамотность, но и доступ к современным знаниям. Широко внедрялась уникальная модель обучения (новометодные школы), сочетавшая преподавание на русском языке с элементами местной культуры, что позволяло сохранить идентичность учащихся, открывая им путь к дальнейшему образованию.

Настоящим прорывом для Туркестана стало открытие Учительской семинарии в Ташкенте, мужских и женских гимназий в Ташкенте, Верном, Самарканде. Ратовал Федор Керенский и за университет.

На протяжении всей своей деятельности он боролся за доступность образования для всех слоев общества, преодолевая сословные и этнические барьеры. Некоторые современные историки обвиняют Ф.М. Керенского в том, что он проводил политику русификации. Но факты показывают, что его подход был далек от грубой ассимиляции.

Русский язык он рассматривал как мост к знаниям, науке и интеграции в зарубежное пространство, но при этом стремился сохранить элементы местной культуры в учебном процессе. При нем только в Ташкенте откроется свыше 30 новых учебных заведений.

– самыми массовыми были русско-туземные школы. В декабре 1884 года в Ташкенте, в доме сына одного из местных купцов была открыта первая русско-туземная школа. Затем появились еще три таких школы, а начиная с 1889 года было создано еще 14 подобных учебных заведений. В 1901 году в Туркестанском крае работали уже 45 русско-туземных школ, в 1905 году — 82. Все они находились под контролем Ф.П. Керенского. В школах этого типа преподавали русский язык и арифметику, а учителя-узбеки обучали узбекскому и арабскому языкам и письменности, а также преподавали (обычно мулла) основы мусульманского вероучения.

– в 1890 г. Мунаввар-кары Абдурашидханов открыл новометодный мактаб в Ташкенте. В 1903 г. в Туркестане уже было 102 начальных и 2 средние новометодные (джадидские) школы.

– второе татарское мужское приходское училище размещалось на Скобелевской.

– церковно-приходская школа открыта при Иосифо-Георгиевской церкви.

– татарская школа открыта при мечети на Воскресенском базаре, с 1895 года преподавание в ней велось по новому методу.

– ремесленное училище, которое первый год помещалось в наемной квартире, а затем перешло в собственное здание, находившееся по Куропаткинскому проспекту. Из специальных предметов изучались столярное, токарное, слесарное, кузнечное ремесла.

– частное училище для мальчиков туземных и бухарских евреев (хедер) духовным раввином Шоломо Моисеевичем Тажером при синагоге на Чимкентской улице.

– сельскохозяйственная гидротехническая школа ведомства главного управления землеустройства и земледелия размещалась на углу Старо-Госпитальной улицы и Безымянного переулка в зданиях бывшей туркестанской школы шелководства.

– одноклассное училище среднеазиатской железной дороги для детей обоего пола. Училище первоначально помещалось в наемной квартире, а с января 1907 года разместилось в казенном здании около вокзала.

– вторая частная женская татарская школа грамоты располагалась на Ура-Тюбинской улице.

русско-армянская церковно-приходская школа размещалась в доме армянского общества по Кауфмановскому проспекту.

– частное училище III разряда для детей обоего пола Е. П. Слюсаревой была открыта на ул. Новая.

– немецкая частная школа при евангелическо-лютеранской церкви. Первоначально школа помещалась в квартире пастора, который был и преподавателем. Затем в собственном здании при евангелическо-лютеранской церкви.

– частное учебное заведение II разряда Витовского.

– мужское приходское одноклассное училище, которое размещалось в собственном здании на улице Романовского.

– второе женское приходское двухклассное училище. При нем были рукодельные классы до 1908 года. Размещалось училище с 1904 года в собственном здании по Самаркандской улице.

– Мариинское женское училище — представляло собой особый тип женских прогимназий. Училище давало начальное образование (4 класса) девочкам от 9 до 11 лет из малообеспеченных семей, независимо от вероисповедания и социального статуса.  Размещалось в наемном доме (угол Куйлюкского и Гоголевского проспектов).

– частная женская гимназия Благородных девиц Гориздро. Учебное заведение располагалось в тупике Алайского рынка. Множество выпускниц этой гимназии были из известных семей в Ташкенте.

Известный астрофизик Ташкентской обсерватории И.И. Сикора докладывал сейсмической комиссии Императорской Академии наук, что благодаря усилиям Ф.М. Керенского удалось открыть Реальную сейсмическую станцию при гимназии в г. Верном.

В июне 1909 г. Ф.М. Керенский пишет рапорт на имя генерал-губернатора о тяжелом состоянии здоровья и просьбой о своей отставке. Отставка была принята в августе 1910 г.

8 июня 1912 г. после тяжелой и продолжительной болезни в Петербурге Ф.М. Керенский скончался. Его тело перевезли в Ташкент и предали земле 17 июня 1912 г., рядом с могилами жены и дочери на Боткинском кладбище.

Таким образом, жизненный путь Федора Михайловича Керенского ярко иллюстрирует вклад педагогов и просветителей конца XIX — начала XX вв. в становление системы просвещения в Туркестанском крае.

Федор Михайлович Керенский укрепил фундамент светского образования в Центральной Азии, внедряя педагогические идеи Саидахмада Сиддики (1864-1927), Анбар атын (1870-1915), Абдуллы Авлони, представителей джадидов.

Именно при Федоре Керенском учебные заведения становятся основными ступенями к формированию местной интеллигенции, а заложенные им принципы адаптации образования к региональным особенностям остаются актуальными и сегодня.

В. Костецкий

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности