18+
25 Ноября 12:00
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Головокружение от узбеков

Солнечный Краснодар словно магнит притягивает трудовых мигрантов из Узбекистана. Каково им в южном городе-миллионнике? Как к ним относятся?

Головокружение от узбеков

Сбрили бороды

Местный журналист прогулялся ночью по печально знаменитому «Музыкальному» району, где обычно проживают гастарбайтеры. Никакого криминала, все тихо и спокойно! Может не сезон, все разъехались?

— Иностранцев мало?! Я вас умоляю! — удивляется уборщица тетя Зина. — Да от этих узбеков уже голова кругом идет…

Вносим ясность: для тети Зины все нерусские с южной внешностью — узбеки. На самом деле этнический состав рабочих-иностранцев весьма разнообразен. Жители Казахстана, Узбекистана,  Киргизии, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Грузии — вот неполный список стран, поставляющих Краснодару работников разного профиля. Экспертиза тети Зины такова: трудовые мигранты теперь «больше работают, меньше бузят». По ее словам, сегодня гораздо опаснее свои же русские — «те, кто с Севера понаехал»: потому что «деньги есть и делать нечего».

В паре сотен метров находится здание,  где в основном живут «северяне».

Персонажи во дворе здесь и впрямь своеобразные.  Почти все они слегка трезвы. Разговаривают на повышенных. Что ни слово, то мат.

Да, по сравнению с ними гастарбайтеры с юга — английские лорды.

Кстати, о сравнении. Сопоставляя нынешних мигрантов и работавших здесь три-четыре года назад их предшественников, впору тут же сделать вывод: изменения налицо. И налицо, и… на лице.

Ахмеда еще недавно все узнавали по двум приметам: окладистой бороде и бешеной езде. Вдоль улочек Музыкального на своих стареньких «жигулях» он умудрялся так лихачить, что удостоился прозвища «всадник без головы». Года три назад улетел на родину и месяц как вновь появился. Но уже гладко выбритый. «Борода больше не в моде», — отшутился гастарбайтер. Однако новым имиджем дело не ограничилось. Ездит теперь Ахмед настолько спокойно, как будто на каждом шагу — сотрудник ГИБДД. И в общении стал адекватнее: ни следа от былой агрессии.

Пример Ахмеда далеко не единичный. Что же произошло?

В конце 2014-го начался отъезд мигрантов из Краснодара – их отпугнуло падение курса рубля. Затем рубль «подтянулся»,  и гастарбайтеры вновь засобирались в Россию. Но теперь путь открыт далеко не всем: контроль стал более жестким, и многим дают от ворот поворот. А потому пришлось приспосабливаться к «российским реалиям».

Мой твоя понимай 

Обратили внимание на перемены и работодатели мигрантов.

— Лет пять назад мои рабочие из Средней Азии чуть что «включали дурака», — вспоминает предприниматель Александр Бойко. — То есть делали вид, что не понимают русского языка. Сейчас такие вещи не проходят: мы ведь прекрасно знаем, что с языком Пушкина у них все в порядке.

По словам Александра и его коллег-бизнесменов, сегодня гастарбайтеры заговорили по-русски гораздо увереннее, чем это было при прошлой миграционной волне. Чем объяснима приятная метаморфоза?

— Чтобы получить разрешение на работу, трудовой мигрант должен теперь сдать экзамены по русскому языку и истории, — дает комментарий исполнительный директор управляющей компании «Багратион» Сергей Радько, — и для этого иностранным рабочим приходится учиться нормальной грамотной речи.

Вот и Джафар из Ташкента, специалист по ремонту квартир, прежде вполне сносно только матерился на «великом и могучем». А теперь вдруг заговорил как диктор телевидения.

Операция «интеграция»

Жизнь у гастарбайтра изменилась к лучшему.

— Раньше ведь как было, — говорит Джафар, — нас могли в любой момент «кинуть» — не заплатить за работу. Теперь таких случаев нет.

Что, в предпринимателях совесть пробудилась? Или все вдруг во Всевышнего уверовали? Ларчик открывается просто.

— Когда вокруг шла хаотичная застройка, подобное было в порядке вещей, — объясняет Сергей Радько. — Теперь лавочку прикрыли, механизм расчета с трудовыми мигрантами стал предельно прозрачным — строго по договору и в основном по безналу. Да и сами рабочие все лицензированы: если у кого-то нет лицензии, фирма платит штраф 800 тыс. рублей. А кому охота терять такие деньги?

Джафар в 2014-м ютился в тесном вагончике, а сегодня снимает однокомнатную квартиру. Это, впрочем, не значит, что все его соплеменники обзавелись апартаментами: многие свой быт так и не наладили. Но зачастую не потому, что денег на это нет, — просто-напросто львиная доля заработка отправляется на родину.

— У меня в Ташкенте жена и дочка: много ли им надо? — пожимает плечами Джафар. — А у кого-то, например, дома семеро детишек и еще две жены в придачу — прокорми-ка такую ораву…

В общем, факт остается фактом: трудовые мигранты сегодня вполне органично вписались в краснодарский ритм жизни, построив не только жилые дома, но и добрососедские отношения с людьми другой национальности, других взглядов и религий. Это вам не гетто где-нибудь в Париже.

Головокружение от узбеков

Наш плов не так уж плох

Тем не менее, возле каждой многоэтажки казака с нагайкой не поставишь. А потому важна «народная дипломатия», обсуждение проблем, как говорится, «за рюмкой чая».

Так, на ул. Есенина прошел мини-субботник, в котором приняли участие и мигранты из Узбекистана. Тоже, кстати, новшество: в прежние времена гастарбайтеры  призыв бесплатно поработать упорно игнорировали. Окончание субботника решено было отметить в воскресенье шикарным узбекским пловом.

Уничтожали кулинарный шедевр представители сразу нескольких этносов: киргизы, узбеки, русские, таджики, армяне, украинцы. И никаких разногласий. Капиталистический интернационал.

Это подтверждает и пресс-секретарь городской полиции Артем Коноваленко. По его словам, тотальный контроль, экзамены на русский язык, трудовые патенты, депортации нарушителей заметно улучшили состав мигрантов, стало больше образованных, культурных, с профессией.

За 10 месяцев 2016-го иностранцы в Краснодаре совершили всего 2,4% от общего числа правонарушений. Цифра просто смехотворная. Но в нынешнем году она стала еще меньше — 1,8%. И тенденция к ее снижению продолжается.

А вы говорите, проблема мигрантов… Ликуй, Россия, завидуй, Европа! Наши западные партнеры озадаченно чешут затылки. Фрау Меркель нервно курит.

Не случилось бы теперь почивания на  лаврах…  Или, как сказал бы вождь народов, головокружения от успехов.

— Это исключено, — убежден Артем Коноваленко. — Краснодар по-прежнему привлекателен для застройщиков, тут как грибы растут многоэтажки и коттеджные поселки (больше строят только в Москве и Подмосковье). А значит, без рабочих рук из-за рубежа не обойтись.

Тем более, что самолеты из Ташкента в Краснодар летают регулярно, да и поездом можно добраться..

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности