С разгромным счетом 230 на 197 сторонники импичмента Дональда Трампа победили в конгрессе США. С американской «демократией», кажется, покончено окончательно.
Независимо от того, чем закончится второй и финальный акт трагикомедийной истории импичмента, уже сейчас понятно, что действия организаторов этой «попытки государственного переворота» (именно так назвал процедуру собственного отстранения от должности сам Трамп) будут иметь далеко идущие последствия.
Так, умер мифа о том, что медиа являются всесильными. Сначала машина американской пропаганды (и ее российские щупальца в лице СМИ-иноагентов и «лидеров мнений», которые выполняли функцию иноагентов) «расшиблась» в России. В какой-то момент общество охватило безразличие к мнению и критике со стороны «держателей контрольного пакета демократии и носителей истины в последней инстанции» из вашингтонских, рижских, пражских и некоторых московских редакций. Потом это безразличие сменилось веселым азартом по принципу «если им не нравится, значит, мы все делаем правильно».
Провал на российском направлении наших оппонентов ничему не научил, и теперь они столкнулись с аналогичной проблемой у себя на родине: после того как в течение целого года из каждого утюга на сторонников Трампа и его самого сыпались обвинения в расизме, предательстве, мизогинии, работе на Кремль и просто дурости, реакция получилась обратной ожидаемой.
Как сообщает уважаемый центр исследования общественного мнения Gallup, «с момента начала импичмента рейтинг Трампа вырос на шесть процентов».
Телевизор в данном случае проиграл не холодильнику, а элементарному самоуважению той части Америки, которая все еще отказывается посыпать себя пеплом и ползти на кладбище из-за того, что она белая, любит есть мясо и не очень любит политкорректность. Более того: за последние несколько месяцев, как отмечает агрегатор политических опросов Real Clear Politics, большинство американцев стали выступать против импичмента.
Впрочем, самое главное последствие — это полный и окончательный слом американской институциональной системы поиска политических компромиссов.
В прошлом, несмотря за эпизодические исключения из этого правила, электорат обеих партий мог ожидать, что никаких личных вендетт, использования силовиков, никакого преследования их семей, никаких попыток посадить противников за их политическую позицию не последует. Американская политика напоминала профессиональный американский хоккей: драки и кровь на льду, дружба и уважение — за его пределами.
Эта система теперь полностью сломана, сторонники обеих партий мечтают о физической ликвидации оппонентов, которых они не просто не считают друзьями или согражданами — а уже в буквальном смысле «нелюдями». Намеки Трампа на возможность гражданской войны и мечты демократов посадить нынешнего президента на электрический стул, а его семью и сторонников за решетку — это признаки тотальной дегуманизации.
Один из конгрессменов-республиканцев вчера сравнил импичмент с судом Понтия Пилата, а Трампа — фактически с Христом, но это явно неправильная метафора.
Для США сейчас в гораздо большей степени подходят другие библейские слова, а именно: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
Американский политикум сам подписал приговор своей стране.