Семья Салтыковых — Наталья, Андрей и две дочки — перебралась в Приморье по программе переселения соотечественников. Жилье и работу по специальности в «Центре занятости населения города Уссурийска» супругам помогли найти практически моментально.
В июле 2011 года они прибыли, а в августе Наталья уже делала свой первый раскрой в местном салоне штор. Ателье «Маркиза» появилось позже.
Бросили все
В Приморье семья Салтыковых перебралась не от хорошей жизни. Уезжали от нестабильности.
«В 2011 году на Украине уже начинались, мягко говоря, разброд и шатания, — вспоминает Наталья. — Во время «оранжевой» революции 2005 года мы лишились всего, и повторять печальный опыт не хотелось».
Казалось бы, что может пойти не так? Андрей, потомственный военный, готовился получить звание майора медицинской службы. Наталья, сама дочь офицера, служила по контракту в ВДВ в звании сержанта — у нее за спиной пять «полевых» лет и 15 прыжков с парашютом. Жизнь в огромном гарнизоне на 20 тысяч человек была размеренной и стабильной. Аэромобильная дивизия на одной из украинской границ, казалось, будет ходить строем всегда.
Однако за несколько лет революции «на марше» осталась лишь пара полков. Остальные оказались на улице. В их числе и семья Салтыковых.
«После сокращения мы переехали на родину мужа в Винницу, — рассказывает Наталья. — На гражданке было очень трудно, особенно моему военно-полевому хирургу. Пробовали найти работу в армии, но сокращения были повсюду. Год, наверное, мы приходили в себя. А потом решили: все, хватит. Андрей устроился работать в гражданскую клинику, а я открыла свое дело».
Подарить ребенку праздник
Тогда, в 2006-м, на мирной еще Украине, Наталье пришлось вспомнить свою гражданскую специальность — кройке и шитью она научилась еще до службы в армии. Навыки восстановились быстро, ведь свою первую дизайнерскую вещь будущая владелица «Маркизы» сшила в восьмилетнем возрасте — это был супермодный верх от купальника, выкроенный из маминой наволочки и сшитый на маминой же швейной машинке.
Дела быстро пошли в гору, особенно когда мастерская перестала быть просто мастерской, а превратилась в ателье по производству и прокату карнавальных и театральных костюмов.
«Работа была захватывающей, — вспоминает Наталья. — Создание костюма — это целая история. И чем сложнее задумка, тем увлекательней. Даже реставрация, возвращение к жизни вещи, отыгравшей свое в мире или в театре, это маленькая эпопея. Именно реставрация костюмов подтолкнула нас к созданию отдела проката. Ведь праздник должен быть у всех».
Наталья уверена, что каждый родитель, независимо от ширины кармана, желает, чтобы у ребенка хоть несколько дней в году были особенными, волшебными. Перешив на заказ сотню-другую костюмов для балов и утренников, Наталья задумалась об их дальнейшей судьбе. Ведь праздничные платья передариваются, отдаются соседям, а иногда и выбрасываются.
«Тогда мы и сделали прокатную мастерскую, — улыбается бывший десантник. — В котором любая мама за небольшие деньги могла взять в аренду костюм ребенку, а себе — платье. Мы занимались этим пять лет, в команде было пять человек, а когда я уезжала, в коллекции накопилось больше 700 костюмов. Сегодня такое ателье я создаю в Уссурийске».
«Скорая помощь» для платьев
Наталья позиционировала свое предприятие именно как прокатную мастерскую, и все тщательно прописала в бизнес-плане. Получилось немного иначе. «Маркиза» находится в одном из спальных районов Уссурийска, и чаще приходится помогать людям с бытовыми мелочами.
«Некоторые приходят пришивать погоны для мужей, получивших повышение. А то и просто приносят мешок вещей на починку — то ли руки не доходят, то ли умения не хватает. Мы рады помочь, потому что понимаем, что маленькая дырочка может прекрасный наряд испортить, если ее зашить неумело, — объясняет Наталья».
Она называет свое ателье «скорой помощью» для людей и платьев. И дело не в том, считает хозяйка, что она такая безотказная и не ценит свое время и время своей пока еще единственной сотрудницы.
« Во-первых, конечно, людям хочется помочь, — смело заявляет мастерица. — А во-вторых, надо, чтобы горожане к нам дорогу запомнили и поняли, что мы действительно умеем все. Такая вот реклама делом. Люди должны знать: пошивочные ателье были, есть и будут. Ведь ни лечить, ни шить дистанционно невозможно».
Радовать горожан по-крупному тоже нередко удается. В копилке «Маркизы», например, народные костюмы для участниц казачьего хора. Казачки выступают на международных конкурсах и фестивалях. Создавали в ателье образы и более экстравагантные. Например, на один из праздников местный шоумен, которому наскучил образ Верки Сердючки, решил исполнить «Белоснежку тридцать лет спустя». Пришлось шить не только саму «Белоснежку», но и шесть овечек для подтанцовки. Оформляли в «Маркизе» и танцевальные детские залы.
Главное — люди
От своей мечты, записанной в бизнес-плане, Наталья не отказывается. Говорит, что займется прокатной деятельностью, как только появится больше свободного времени. По словам мастерицы, хороших ателье в Уссурийске немного. И это удивительно — как выяснилось, открыть свое предприятие в Приморье не так уж и сложно.
«Я создала свое предприятие с минимальными затратами, — делится предпринимательница. — Самое дорогое — это, конечно, аренда. Но справиться с первыми взносами обычно помогает сумма, которая выдается по программе самозанятости населения. Но, наверное, даже не деньги главное в программе, а люди, которые ее реализовывают на местах. Не буду говорить за весь край, но что касается нашего города, тут этим занимаются профи. Под моими словами, уверена, подпишется не один предприниматель. Сотрудники Центра занятости населения не то что наши бизнес-планы знают — им имена наших детей известны».
Наталья подсчитывает, сколько времени специалисты отдела занятости потратили, чтобы объяснить ей все тонкости затеи, как помогали составить бизнес-план, оформить документы. Будущей предпринимательнице Салтыковой даже не пришлось ездить во Владивосток.
«В Центре занятости мне даже помогли просчитать востребованность услуги и оценить уровень конкуренции. Я оформила предприятие, получила на счет 58 тысяч, взяла в аренду помещение, купила первую швейную машинку, отчиталась за деньги. Так, собственно, все и началось».
По словам Натальи, финансовый эффект от ателье пока небольшой. Но желания все бросить никогда не возникало: «В нас поверило столько людей!».
Сегодня у Натальи уже есть свой круг заказчиков. В планах и мечтах хозяйки «Маркизы» — обшивать Уссурийский драматический театр, участвовать во всех ярких и красочных шоу города, который так быстро стал родным.
«Приморье сегодня — это наш новый мир, который мы сами выбрали. Ткнули пальцем в глобус, сели и приехали. Край с бескрайней природой нам очень нравится. А если учесть, что мы любим дикий туризм, то можно сказать, что для нас в Приморье чудесным образом сошлись звезды».
Программа «Содействие самозанятости безработных граждан» начала работать в Приморье в 2009 году. Тогда антикризисную меру поддержки финансировал федеральный бюджет. С 2012 года поддержка предпринимательской инициативы безработных идет из краевого бюджета.