Казахские журналисты затравили Станислава Черчесова за незнание государственного языка степной республики.
Очередной скандал произошёл после матча со Словенией в рамках Лиги Наций. Матч был проигран с минимальным счетом. И тут журналист задает главному тренеру вопрос на казахском.
Перед этим уже были демонстративные попытки говорить на казахском с Черчесовым. То есть корреспондент точно и заранее знал, что Черчесов не владеет этим языком. Учился в школе он, как известно, у себя на родине в России, прежде никогда в Казахстане не жил и не работал — биография его слишком хорошо известна.
В первый раз это вызвало искреннее удивление наставника казахской сборной. Дескать, а к чему всё это? Да, я не знаю ваш язык, но вы-то отлично говорите на русском, в чем проблема? А если она есть, то давайте обратимся к помощи переводчика!
Прошлый эпизод кое-как замяли, Черчесов даже пообещал поучиться языку, хотя в его возрасте это, мягко говоря, поздновато. Да и зачем? Тем более в республике русский — второй государственный.
И вот опять двадцать. Снова звучит вопрос на казахском, и журналист обращается к тренеру, смотря ему в глаза, явно с целью устроить провокацию. Мол, как ты, чужак, будешь выкручиваться?
Черчесов в ответ бросил: «Ты что, со мной на французском говоришь?». То есть дал понять, что не понимает.
Теперь вспыхнул новый скандал. Футбольная федерация Казахстана оштрафовала Черчесова на 738 400 тенге (примерно 150 тысяч рублей). Типа за неуважение к государственному языку.
Больше того, республиканское министерство спорта потребовало провести разъяснительную беседу с Черчесовым!
И это вместо того, чтобы поставить на место охамевших журналистов, найти опытного переводчика для пресс-конференций.
Не удивлюсь, что Станислав Черчесов просто хлопнет дверью и подаст в отставку.
Шумиха вокруг него не спадает. Другой упрек тренеру — слишком большая зарплата, больше миллиона евро в год. За такие деньги можно было найти и в самой республике подходящего наставника! Дескать, сколько можно было всего настроить на такие деньжищи.
Может быть, но назовите фамилию казахского тренера, который бы завоевал золотые медали в чемпионатах Польши и Венгрии, вывел команду в четвертьфинал Кубка мира?
Черчесов, видимо, впервые в своей жизни столкнулся с таким разнузданным непотребством. Но для современного Казахстана, помешанного на национализме, это давно стало нормой.
Все прекрасно наслышаны о языковых патрулях, о сплошном переименовании городов и поселков, которые казахи никогда не строили, о школьных учебниках, где в черный цвет выкрашен весь советский период, зато в ранг борцов за свободу возведены безграмотные бандиты с обрезами, которые вырезали женщин, детей и стариков в 1916 году, когда вся страна обливалась кровью в войне против Германии.
Наверняка в контракте Черчесова ничего не говорится о знании им казахского языка. В этом плане он никому ничего не должен.
Напротив, это казахи должны поставить памятник Константину Юдахину, выпускнику Ташкентской учительской семинарии, впоследствии советскому академику. Именно он был послан Сталиным, чтобы дать кочевому населению Кара-Киргизской АССР в составе РСФСР письменный литературный язык. На нем и хамят нынешние спортивные журналисты Черчесову. Явно по чьей-то подсказке…