Казахстан занимает первое место по переселению из него на Родину российских соотечественников. C чем это связано? Вот что думает главный редактор портала «Русские в Казахстане» Илья Намовир.
-На своем сайте мы недавно разместили опрос, который звучит так: «Что, по вашему мнению, является основной причиной, по которой русские уезжают из Казахстана?».
На данный момент в опросе поучаствовало более 700 человек.
В опросе было 4 варианта ответа. За первый вариант «Социально-экономическая обстановка в Казахстане» проголосовало 13,54% опрошенных. За второй вариант «Привлечение Россией соотечественников (программа переселения)» проголосовало 2,74%. За третий вариант «Ассимиляционное давление, дискриминация по национальному или языковому признакам» проголосовало 80, 3% опрошенных. И, наконец, за четвёртый вариант «Иные причины» — проголосовало 3,42% респондентов.
Цифры говорят сами за себя.
Самый массовый отток пришёлся на первое десятилетие независимости, только за один 1994 год из республики выехало около 800 тысяч русских; русской миграции таких масштабов, пожалуй, не знала ни одна другая республика бывшего СССР. К концу 90-х масштабы оттока замедлились, в 1999 году из страны выехало около 80 тысяч человек; относительная стабилизация экономической обстановки в стране, связанная с благоприятной конъюнктурой на рынке углеводородного сырья, позволила замедлить темпы миграции русского населения, которая к середине 2000-х и до настоящего момента составляет примерно 20 тысяч в год. Официальные данные Агентства по статистике, например, говорят о том, что за прошедший 2012 год из Казахстана выехала двадцать одна тысяча русских, из них 20 тысяч – в Россию. Всего, по самым скромным подсчётам, за весь период независимости из Казахстана выехало 2,5 миллиона русских, хотя, думаю, точнее будет оперировать цифрой в 3 миллиона. И если в 1991 году разница между русскими и казахами составляла всего 450 тысяч человек, то сейчас эта разница составляет уже около пяти миллионов…
Впрочем, казахи сами меж собой никак не разберутся. Сельские казахи, используя терминологию из знаменитого романа Чингиза Айтматова, называют своих городских соплеменников «манкуртами», обвиняя последних в предательстве национальных интересов, забвении языка, культуры, традиций и «обрусении». Городские же казахи называют сельских «мамбетами», что близко по значению к прижившемуся в русском языке польскому слову «быдло», и винят их в отсутствии культуры, привнесении в современную жизнь архаичных норм и ценностей, бытовом национализме и ухудшении криминогенной обстановки в городах…
Проблемы и у нашего сайта. Хакерские атаки имеют регулярный характер. Одна из таких атак несколько лет назад «положила» сайт, уничтожив весь архив материалов. Это вынудило нас уйти из казахстанской доменной зоны, сменив адрес russians.kz на russianskz.info. С тех пор подобных инцидентов больше не было, но сайт регулярно подвергается DDoS- и спам-атакам. Последние, кстати, вынудили нас временно закрыть регистрацию на сайте. Пики же DDoS- атак часто приходятся на примерное время размещения новостей на сайте, в связи с чем нам приходится его изменять, жертвуя, к сожалению, определённой стабильностью. Тем не менее, самое главное, что «несмотря и вопреки» сайт работает.
С определённой уверенностью можно сказать лишь, что это не деятельность каких-то отдельных хакеров-самоучек, испытывающих к нашему сайту неприязнь, потому что, к примеру, DDoS-атака – процедура довольно специфичная и дорогая, а уж регулярная по времени – тем более. Или взять спам-атаки — у нас на сайте стоит защита от спама, любому человеку, который хочет оставить сообщение у нас, необходимо прежде ввести защитный код. Но, тем не менее, пока мы около месяца назад не закрыли регистрацию на сайте, спам появлялся, что, скорее всего, означает, что был специальный человек (или люди) который сидел и вводил защитные коды, для того, чтобы спам-боты могли оставлять свои сообщения.
Если предположить, что за данными атаками стоят местные власти, то остаётся вопрос – зачем? Возможно, кому-то не нравится, что мы на нашем портале публикуем материалы по программе переселения соотечественников. Но сейчас сайтов, посвящённых этой теме, множество, в соцсетях существуют десятки групп, посвящённых переселению в Россию, есть множество форумов переселенцев. Люди, так или иначе, найдут то, что им нужно, но, в любом случае, могу сказать, что наш сайт и дальше будет продолжать публиковать материалы по этой теме. Это моя принципиальная позиция.
Русские в Казахстане не должны быть заложниками внутри- внешнеполитических игрищ, люди должны знать, что в случае, если у них возникнут необходимость или желание уехать, то для этого есть подходящий инструмент.
Да, программа несовершенна, да, есть много недочётов, да, приходится сталкиваться с российской бюрократией, но, тем не менее, — она есть! И её наличие позволяет русским людям за рубежом не чувствовать себя загнанными в угол, даёт им понять, что их в России ждут и примут.
Возвращаясь к атакам на сайт: возможно, дело не в программе переселения, а в самом «русском вопросе» освещение которого и является целью работы нашего портала, ведь официальная позиция местной власти и обслуживающего её журналистско-экспертного пула заключается в том, что никакого «русского вопроса» в Казахстане нет и быть не может. Но и в этом случае, мне кажется, со стороны властей было бы неразумно пытаться бороться с нашим сайтом. Опять же, зайдите на любой форум переселенцев или группу по переселению в какой-нибудь из соцсетей. Там обсуждаются все те же вопросы и проблемы, только в гораздо более откровенной, жёсткой и нелицеприятной для официальной пропаганды форме.
С развитием Интернета и всё большим количеством людей им пользующимся, совершенно ясно, что «шила в мешке не утаишь». «Русский вопрос» и сама русская проблематика давно перестали быть прерогативой официальных СМИ.
В Интернете царит voxpopuli,любое мнение и событие попадают под «критический взгляд масс». А этот взгляд очень пристален, причём, на фоне происходящих интеграционных процессов, не только в Казахстане, но и в России и Белоруссии, прежняя «страусиная» политика официальных властей в отношении «русского вопроса» не срабатывает, причём уже давно.
Так что, мне кажется, что не имеет смысла устраивать подобного рода атаки на наш сайт. Более вероятно, на мой взгляд, что за этими атаками стоят околовластные прозападные круги, которым не нравится активизация интеграционных процессов на постсоветском пространстве, и которым выгодно замалчивание русской проблематики и консервация её в нынешнем состоянии, которое бы позволяло сохранять отток русских из Казахстана, тем самым снижая в Казахстане количество людей, потенциально поддерживающих евразийскую интеграцию.
Необходим диалог между властью и русской общественностью. А его нет. Поэтому мне бы хотелось пожелать казахстанским властям начать реальный диалог с русским населением Казахстана. Признать наличие «русского вопроса» и начать открытую публичную дискуссию. Перестать, по меткому выражению одного из соотечественников, «размахивать языковой дубиной» и остановить всё усиливающуюся политизацию вопроса казахского языка, положить конец нарушениям в сфере языкового законодательства и реально обеспечить русскому языку статус, определённый ему Конституцией РК, а в идеале – наделить его статусом второго государственного языка, функции которого он де-факто до сих пор исполняет.
Необходимо создание механизма полноценного участия русского населения в общественно-политической жизни страны, откуда оно было искусственно вытеснено. Только эти меры, по моему глубокому убеждению, позволят убрать то чувство навязанной отчужденности и неуверенности в завтрашнем дне, которое и подвигает русских Казахстана к «чемоданным настроениям» и миграции из страны.
Русский язык под нажимом казахских националистов сдаёт свои позиции при молчаливом попустительстве властей. Делопроизводство в государственных и мунициапальных органах переводится на казахский, сокращаются часы преподавания русского языка и литературы, снижается само качество преподавания. На уроках истории общее прошлое Казахстана и России представляется в виде отношений угнетенной колонии и метрополии, выкачивавшей из Казахстана ресурсы и подавлявшей огнём и мечом любой протест и инакомыслие.
По закону теле- и радиовещание ведётся на 50% на государственном языке, некоторые гостелеканалы полностью перешли на вещание на казахском. В общей сетке телеканалов из российских остался только «Первый канал Евразия», чередующий основную часть контента «Первого канала» с местными телепередачами. То же самое и с радио. Естественно, люди, которых ограничивают в праве доступа к российскому сегменту телерадиовещания, всё равно находят выход: если вы проедете по казахстанским городам и сёлам, то увидите, что крыши и стены домов увешаны спутниковыми антеннами. Люди покупают их, чтобы иметь возможность смотреть российские телеканалы – «Первый канал», «Россия», НТВ, ТНТ и другие. Всё больше людей телевидению предпочитают Интернет, имеющий мощный русскоязычный сегмент, объединяющий людей со всего земного шара.
Естественно, что русскому человеку поневоле приходит в голову мысль, что, если его культурное пространство последовательно сжимают и вернуться в это самое пространство он может лишь виртуально, то не проще ли будет вернуться в это самое пространство и физически? Что многие и делают.
Если же говорить об ассимиляционном давлении, оно так же присутствует. Начнём с того, что та идеология, которая проповедуется у нас на официальном уровне, категорически не приемлет права русских Казахстана на наличие особой, духовной связи с Россией. Тех же, кто право на эту связь отстаивает, обвиняют в предательстве и вешают ярлык «пятой колонны».
При этом элегантно закрываются глаза на наличие своеобразного двойного стандарта в этом случае, ведь, если в Конституции Республики Казахстан указано, что мы формируем нашу государственность «на исконно казахской земле», то, наверное, где-то есть и «исконно русская земля», не так ли? И если Казахстан признаёт за любым казахом за рубежом право на репатриацию, то есть, на возвращение на историческую родину, то реакция на осуществление права любого русского на репатриацию весьма нервная.
Идёт формирование негативных стереотипов, например, о том, что казахстанские русские на ментальном, культурном уровнях отличаются от русских в России или, что в России не любят русских из ближнего зарубежья и всячески им вредят. Отдельные личности даже предлагают казахстанским русским называться русскими… казахами.
Впрочем, всю суть официальной политики в отношении неказахского населения довольно ясно выражает идеологический базис национальной политики Казахстана — Доктрина национального единства, из которой была вычищена практически вся гражданская составляющая, что в итоге оставляет неказахскому населению республики два варианта: ассимилироваться или эмигрировать.
У казахстанских русских формируется подсознательное чувство вины, чему способствуют и современная трактовка истории Казахстана, в которой Россия представлена в негативном свете, и обвинения в отсутствии патриотизма в случае восприятия России как исторического Отечества, и периодические упрёки русского населения в нежелании изучать государственный язык (что является ложью: любой русский казахстанец изучает казахский язык в школе, колледже, техникуме и институте, и если большинство русского населения до сих пор не говорит по-казахски, то, наверное, проблема не в русских, а в учебных программах по казахскому языку.
Если, конечно, кто-нибудь не договорится до того, что существует тайный общерусский заговор бойкотирования изучения казахского языка, и все русские, приходя домой, специально забывают всё, чему их учили). Из этого чувства может вырасти комплекс, который в итоге приведет либо к отторжению навязываемой идеологии, либо к отторжению своей национальной идентичности.
Такова ситуация на данный момент, ну, а что касается будущего… Хочется, конечно, быть оптимистом, но, честно говоря, причин для этого я не наблюдаю. Скорее наоборот.
Кланово-трайбалистский подход к формированию кадров, закрывает абсолютному большинству русской молодёжи дорогу к работе в госструктурах. Остаётся частный сектор. И если сравнивать в этом отношении Россию и Казахстан, то естественно, чем больше страна, тем больше возможностей, и, если российская экономика, грубо говоря, в 10 раз больше казахстанской, то, соответственно и российский рынок труда во столько же раз больше казахстанского, соответственно, — больше возможностей для самореализации. Плюс, многое зависит от выбранного рода деятельности. Скажем, я, когда поступал в университет, мечтал, что буду переводить Терри Пратчетта и Нила Геймана или замахнусь, если уж не на «Вильяма нашего Шекспира», то, во всяком случае, на Сомерсета Моэма точно. Но дело в том, что в Казахстане просто нет крупных частных издательств, способных предложить такой заказ, поэтому реализовать свои «замахи» у меня не вышло. То есть, просто существуют сферы деятельности, в которых в маленькой стране (даже если географически она большая) реализоваться невозможно или проблематично.
Что же касается уверенности в будущем, то нет, я бы не сказал, что смотрю в него уверенно.
Во-первых, меня тревожат все те негативные для «национального самочувствия» русского человека в Казахстане явления, что я перечислял ранее, к тому же, я по роду своей деятельности знаком с этой темой глубже, чем простой обыватель, поэтому и уровень тревожности у меня несколько больше.
Плюс, сейчас в Казахстане на внутриполитической повестке дня стоит много вопросов, начиная от вопроса транзита власти после ухода Нурсултана Назарбаева и заканчивая активизацией исламского экстремизма в стране, которые дают повод для беспокойства всем казахстанцам, в независимости от национальной принадлежности.
Плюс, меня, как человека, чей ежемесячный заработок измеряется в сумме с четырьмя нолями ( но, к сожалению, не в долларах и даже не в рублях), волнует экономическая обстановка в стране и мире. В общем, поводов для неуверенности достаточно. Тем не менее, я, как и все люди, стараюсь быть оптимистом, и я верю, что в Казахстане ещё можно многое исправить и изменить к лучшему. Хочется надеяться, что ещё не поздно.
Я мечтаю, чтобы в будущем наступил тот момент, когда «русский вопрос» в Казахстане благодаря правильной и разумной национальной и языковой политике утратил бы свою актуальность и на нашем портале появлялись бы только новости, посвящённые культурной и общественной жизни русских в Казахстане, а я бы, вместо мониторинга политических новостей и событий переключился бы, например, на обзоры кинофильмов и пользуясь своим редакторским положением, выкладывал бы их на сайте.
Я стремлюсь к тому, чтобы иметь возможность жить сообразно своим принципам и убеждениям и быть при этом в состоянии позаботиться о своих близких. И чтобы эта возможность была доступна каждому русскому в Казахстане.
«Окно в Россию»