Узбекское посольство в Москве обратилось к соотечественникам с настоятельной просьбой срочно легализоваться в России. Иначе придется пенять на себя…
Кровавая бойня в «Крокусе», подлое убийство генерала Кириллова вынудили Кремль положить конец политике открытых дверей в миграционной политике. Основные изменения вступили в силу с 5 февраля. Заработал реестр нарушителей, полиция получила право депортировать без судебной тягомотины, банки приступили к блокировке карт «просроченных туристов», для всех иностранцев вновь заработало правило 90 дней пребывания.
Очевидно, что в ближайшее время в Узбекистан вернутся сотни тысяч граждан и встанет вопрос: кого Россия готова принять обратно?
Можно не сомневаться: в первую очередь, владеющих русским языком. Для современной России это показатель общей культуры, профессионализма, лояльности, способности встроиться в общество. По-другому уже не будет, не надо себя обманывать.
«К великому сожалению, именно русский язык еще со времен Горбачева превратился из фактора, объединяющего огромную страну, в негодный инструмент раздора и раскола, — замечает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Местные элиты выбрали, как им казалось, самый легкий путь в «борьбе за независимость». Хотя перед ними был пример Евросоюза, который даже после Брексита продолжил практику распространения английского как второго государственного, как обруча для многоязыкой Европы».
В странах СНГ десятилетиями делали вид, что это у Москвы должна болеть голова из-за русского языка. Мол, ей надо, пусть и занимается. На самом деле это в большей степени было нужно миллионам молодых людей в той же Центральной Азии, где массовая безработица обрела хронический и безнадежный характер.
Этого, впрочем, словно не замечают некоторые политики.
Недавно, скажем, лидер партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров вновь выступил с нападками на русский язык, который, дескать, вовсе не обязателен на авиарейсах внутри страны. Достаточно, типа, узбекского и английского. Руководству авиакомпании пришлось на пальцах объяснять парламентарию, что самолетами управляют люди из бывших советских республик, что большинство туристов в Узбекистане — россияне, что среди профессионалов важно добиваться полного взаимодействия, а не качать права и кого-либо нагибать.
К Москве, между прочим, и претензий не предъявишь.
Так, лишь Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы за последние пять лет в Узбекистане «подтянул» 1200 местных русистов, вплоть до сельских школ в глубинке. Все курсы для учителей были совершенно бесплатными!
Великий и могучий шлифуется до блеска в 14 филиалах российских вузов, открытых в Ташкенте, Джизаке, Алмалыке.
Словно огромный комбинат работает Русский дом в узбекской столице. Лектории, викторины, семинары, интернет-школы, просмотры фильмов, встречи с интересными людьми следуют непрерывной лентой.
Так, на днях завершился III открытый конкурс-фестиваль детского и молодежного творчества «Язык и культура — душа народа» для учащихся школ, где работают учителя гуманитарного проекта «Российский учитель за рубежом» и «ЗЎР-КЛАСС».
В нем приняли участие 220 школьников из Хорезма и других областей республики.
Несомненно, многие из юношей и девушек, прошедшие эти университеты, свяжут свою судьбу с Россией. Этого, впрочем, мало.
Россия не скрывает, что ей нужны миллионы и миллионы новых граждан. Но языковой барьер для многих может стать непреодолимым из-за падения качества школьного образования, нехватки педагогов, отсутствия языковой практики, особенно в сельских регионах.
«Дело еще и в том, что Россия и Узбекистан вступают в новую информационную эру, где уже диктует свои условия искусственный интеллект. Очевидно, что для наших стран именно русский станет рабочим, как занимающий второе место в интернете по распространенности. А это значит, он будет окном возможностей для попадания в шестой технологический уклад, позволяя «оживлять» ИИ-модели под любые задачи», — замечает эксперт Центра «Каспий-Евразия».
Что делать? Республике следует всерьез взяться за языковую подготовку местной молодежи, положив конец формализму и кампанейщине в этом жизненно важном вопросе. Хватит все спихивать на Россию. В противном случае мы получим армию обездоленных молодых людей, перед которыми закроются все границы, без всяких шансов на достойную жизнь.