В ближайший год иностранцев, которых российское законодательство определяет как соотечественников, ожидает целый ряд послаблений. Вплоть до амнистии для тех из них, кто живет в России нелегально.
Как сообщил председатель комиссии по миграционным вопросам президентского Совета по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев, вопросы амнистии для нелегальных мигрантов обсуждались на прошлой неделе на совместном заседании совета и профильных ведомств — МВД, ФАДН и Минтруда.
Речь шла, в частности, о том, что в первую очередь под амнистию должны подпадать соотечественники, а также люди, которые родились на территории России, работают здесь и платят налоги.
Соотечественниками по российскому закону считаются люди, «относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации». Среди них — граждане бывших республик СССР.
Звучали предложения амнистировать иностранных граждан, которые нарушили миграционное законодательство и стали нелегалами. По словам председателя комиссии по миграции СПЧ при Президенте Евгения Боброва, этот вопрос сейчас власти не рассматривают. А вот по соотечественникам президентская администрация прорабатывает послабления.
К примеру, 9 января вступил в силу закон, по которому в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях суды могут назначать иностранцам за нарушения штраф без выдворения и только при повторном нарушении в течение года иностранного гражданина обязаны депортировать. Раньше никакой альтернативы выдворению не было.
«Это первый шаг, — сказал Евгений Бобров. — В дальнейшем будут пересмотрены списки невъездных. По нынешним правилам, если человек дважды нарушил ПДД, его за это выдворяют и запрещают ему въезд — даже если он оплатил штрафы. Этот порядок будет изменен, в правила въезда и выезда будут внесены поправки. Но действовать они будут только в отношении соотечественников».
«Прорабатывается вопрос и об упрощении порядка получения вида на жительство и гражданства России для соотечественников, — рассказал председатель комиссии. — Студенты вузов и средних специальных учебных заведений по нынешним правилам должны после получения диплома прожить на территории России три года, прежде чем смогут обратиться с заявлением на получение российского гражданства. По новым правилам этот трехлетний срок будет отсчитываться либо с первого курса, либо с того момента, как они трудоустроятся».
Кроме того, те иностранные граждане, у кого есть супруг или дети с гражданством России, будут защищены от выдворения за незначительные нарушения — по новым правилам это будет возможно только за грубое нарушение либо за несколько незначительных, за которые предусмотрен административный арест.
«Надо, чтобы у нас не было нелегалов среди соотечественников, которые из-за несовершенства нашего законодательства и собственного незнания и нерасторопности не смогли вовремя легализоваться», — заключил Евгений Бобров.
Директор Независимого института семьи и демографии Игорь Белобородов назвал решения по ослаблению ограничений для соотечественников правильными, но запоздалыми.
«Я вообще не понимаю, как может по отношению к соотечественникам, приехавшим из Казахстана, с Украины, использоваться миграционный режим, санкции за нарушение миграционного законодательства, — заявил демограф. — Люди приехали к себе на родину. Они бежали от войны, от разрухи, от тяжелой жизни и в итоге приехали, казалось бы, на свою землю, а их не принимают. Конечно, амнистия нужна, но плохо, что появился повод кого-то амнистировать. Нужны не разовые акции, а постоянно действующая норма».
Он отметил, что многие развитые страны проводят успешные программы репатриации. К примеру, Казахстан сумел привлечь около миллиона оралманов — этнических казахов, проживавших за пределами республики.
«Доходило до того, что программа по репатриации позволяла ввозить домашний скот — даже это оплачивалось, — рассказал Игорь Белобородов. — Многие государства уже всё разработали. Нам надо просто вооружиться тем богатым инструментарием, который сейчас существует. А мы, имея вторую по численности (после Китая) зарубежную общину, к сожалению, ведем себя очень недостойно».
Вместе с тем, Игорь Белобородов отметил, что нынешний закон содержит слишком неконкретное определение и под программы поддержки соотечественников могут попасть люди, к России отношения практически не имеющие, но пожелавшие переехать сюда жить и перевезти свою родню. По мнению ученого, критерии для определения соотечественников должны быть более четкими. Иначе туркмены, узбеки, таджики завтра станут нам «родней». Хотя у них уже давно есть свои государства.