18+
06 Декабря 11:19
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Комета Татьяны Дорониной

Народной артистке СССР Татьяне Дорониной исполнилось 92 года. Не верится…

Ее придыхание, ставшее ее знаменем, ее ни с кем не сравнимый голос, золотистые кудри ее ослепительных волос не забудутся никогда.

Родом она из Ленинграда.

Комета Татьяны Дорониной

Последние годы ее великое имя то и дело фигурирует на первых полосах жёлтых изданий и не только. Некоторые ее уже и похоронили, а она жива всем смертям назло…

Одна из самых противоречивых, одна из самых сложных личностей русского драматического искусства, уникальная Татьяна Васильевна Доронина. Она парадоксальный человек, не любящая кино, считающая его суетой, которое тем не менее принесло ей воистину всенародную славу, любовь и восхищение публики.

Ее единственной любовью, страстью и отдушиной всегда был театр, который у нее отобрали. Да, годы, да, возраст, и режиссером она по сути не была никогда, но она — Доронина, и этим все сказано.

Ни с кем из пожилых худруков московских театров не обошлись так, как с Татьяной Дорониной. Ни с Галиной Волчек, ни с Олегом Табаковым, ни с Владимиром Андреевым, ни с Марком Захаровым, ни с Юрием Соломиным, ни с Александром Ширвиндтом. Светлая им всем память. О Доронину просто вытерли ноги.

Кто-то скажет, что в театр не ходили. Залы действительно были полупустые, но свой зритель у театра был. Ходили на Доронину в Вассе Железновой, ее единственной роли, которую она играла последние годы. Нельзя так обращаться с людьми, которые всю жизнь посвятили искусству и принесли людям много радости и счастья.

Когда пошла речь о письме в высшие инстанции с требованием вернуть Доронину в МХАТ имени Горького, одной из первых откликнулась на помощь Инна Михайловна Чурикова, которая снималась вместе с Дорониной в «Старшей сестре» и высоко ценила талант Татьяны Васильевны. Естественно, Чурикова поставила свою подпись, как сделала это и Ольга Михайловна Яковлева. Легенда русской сцены, любимая актриса Анатолия Эфроса никогда не работала вместе с Дорониной, но она прекрасно понимала и понимает, кто такая Татьяна Доронина.

А вот некоторые коллеги Дорониной показали себя во всей красе. Проработавшая много лет вместе с Дорониной в театре Маяковского Светлана Немоляева категорически отказалась ставить свою подпись в поддержку Дорониной. Бегала по МХТ им. Чехова Ириша Мирошниченко, светлая ей память, и восклицала: «Таню, конечно, жалко, но вот я подпишу, а потом буду иметь последствия».

Ирочка, как всегда, была в своем репертуаре, но уж лучше так, чем как поступили две мхатовские старейшины: Нина Гуляева и однокурсница Дорониной по Школе-Студии МХАТ, ныне уже покойная Раиса Максимова, которые сразу подписали письмо, а потом отозвали свои подписи назад.

Доронина в театр так и не вернулась, здоровье, увы, не позволяет.

Эдуарда Боякова убрали быстро.

Комета Татьяны Дорониной

Правая рука Дорониной на протяжении 30 лет и человек, которому Доронина безгранично верила, актер Валентин Клементьев одним из первых предал ее и переметнулся на сторону Боякова. Клементьева тоже в МХАТ сейчас нет, а Доронина — звезда, была, есть и будет, и не важно, играет она сейчас в кино и в театре или нет.

Недоброжелатели Дорониной, которых всегда было предостаточно, твердят, что это расплата за ее отношение к коллегам и как она вершила судьбами в бытность своего 30-летнего пребывания на посту худрука МХАТ имени Горького. Сегодня люблю, а завтра ненавижу и уволю. Это тоже Доронина. Характер всегда был сложнейший. Но и путь ее к Мельпомене был тернист.

Ее, самую талантливую с курса в Школе-Студии МХАТ, в первый театр страны — Московский Художественный — не взяли. Первая актриса русской сцены — Алла Константиновна Тарасова не захотела. Педагог Дорониной в Школе-Студии, выдающийся русский актер Павел Массальский, тоже не поддержал свою, казалось бы, самую любимую ученицу, и отправилась Доронина Таня со своим супругом Олегом Басилашвили в Сталинградский областной драматический театр имени Горького. Испытаний ей хватило с лихвой. Мхатовские старики ее не жаловали, но Доронина выстояла.

Я очень любил и люблю Татьяну Михайловну Карпову (1916-2018), Татусю, как я ее называл. Народная артистка СССР, блистательная актриса театра имени Маяковского, она была очень светлым человеком и любила Таню, как она всегда называла Доронину. Любила за ее феерический талант. Карпова вводила Доронину на свою роль Соньки в «Аристократах» и отнеслась к этому не формально, а по-человечески, Доронина была ей благодарна за это. Пригласила к себе на ужин, накрыла на стол.

Вспоминаю рассказ Татуси, как они с Дорониной были вместе на гастролях в Астрахани, было лето, тепло, пошли на базар и вдруг их окружила целая группа женщин и попросила Доронину спеть «Нежность» из кинофильма «Три тополя на Плющихе». Доронина запела, женщины стали плакать, заплакала и Карпова и сказала мне: «Да, Таня — икона нашего кино, ты бы видел, как эти простые женщины смотрели на неё, с какой теплотой и любовью».

Народная артистка СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кумир миллионов, звезда эпохи Татьяна Доронина не приемлет пошлости, обывательства, хамства, праздности. Бузовой на сцене МХАТ имени Горького при Дорониной не было бы никогда. O tempora, o mores! (О времена, о нравы)

Актерство для Татьяны Васильевны — это прежде всего труд, дисциплина и жертвенность. Так уж она воспитана, ленинградка, дочь повара и контролера билетов.

Сегодня Доронина — деревенская женщина Шура в киноленте «Мачеха», а завтра будет Аркадиной в чеховской «Чайке». Вот за это Доронина и несравненна, и сколько бы у нее ни было недоброжелателей, даже им не под силу разрушить дарованный ей Богом талант вселенского масштаба. Режиссеры жаловались, стонали в работе с ней, но не ее беда в том, что она большой художник и максималистка в искусстве и требует этого от других. Так ее учил и так с ней работал Георгий Товстоногов.

Последний раз я видел ее на прощании со старейшей актрисой МХАТ имени Горького Маргаритой Юрьевой в октябре 2018 года. Я не мог не подойти к Татьяне Васильевне. Она видела меня еще, когда я был совсем ребёнком, с моей крестной Еленой Борисовной Добронравовой, с которой была хорошо знакома и приятельствовала. Они снимались вместе в фильме «Рабочий посёлок».

На прощании с Юрьевой Татьяна Васильевна выглядела уставшей, но была очень доброжелательной и милой, вспомнили Леночку Добронравову, Доронина посетовала: «Ну почему Леночка выбрала театр Вахтангова, это не ее театр, она — настоящая мхатовка, как и ее великий отец, Борис Добронравов. — Затем, помолчав, добавила: — Впрочем, может, это и к лучшему. Ефремов бы ее просто использовал и забыл, как делал это со всеми».

Да, для нее, похоже, противостояние с Олегом Николаевичем не было закончено. Кто победил в этой схватке — затрудняюсь ответить, могу сказать одно: Доронина пережила практически всех своих врагов.

Комета Татьяны Дорониной

Я неоднократно был на ее поэтических вечерах. Цветаева, Есенин. Как она декламирует! Душа радуется.

Доронина многолика и прекрасна. Хочется пожелать величайшей русской актрисе, одной из моих самых любимейших актрис здоровья и долголетия. Живите подольше, вы украшаете жизнь. Вы — комета!

Эдгар-Кирилл Дальберг.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности