Украинский фашизм зародился и расцвел при активной поддержке гитлеровской Германии. При этом его идеологи и сторонники были не столько борцами за независимость, а карателями.
«Люди, называвшие себя украинскими националистами, были на самом деле злейшими врагами украинского народа, предателями», — считает заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. Он напомнил, что «все формирования так называемых националистов —никогда не боролись за интересы украинской нации, — это были в основном карательные подразделения».
«Знаменитая дивизия СС «Галичина» занималась исключительно карательными операциями, в том числе на Балканах, в Словакии подавляла восстание. А оба раза, когда они попадали на советские войска, те их «раздевали». Потому что воевать они не умели, они могли только убивать безоружных, они были профессиональные каратели», — поясняет Шишкин.
«Вот кем пытаются сейчас гордиться в Киеве, кого пытаются представить героями украинского народа», — указывает он.
Докторант Института российской истории РАН Федор Синицын напомнил, что Советский Союз столкнулся с проблемой украинского национализма еще до войны, когда в 1939 году в состав СССР вошла Западная Украина.
«Гитлеровцы — даже после того, как эти территории вошли в сферу влияния Советского Союза, — продолжали вынашивать планы по распространению своей сферы влияния на эту территорию. Они готовили на этих территориях свои подрывные акции, восстания, рассчитывая, что Москва не сможет отреагировать, чтобы затем поставить советское руководство перед фактом, что произошло восстание и Западная Украина не хочет входить в Советский Союз», — говорит Синицын.
По его словам, «расцвет» так называемого украинского национализма произошел во время войны под влиянием двойственной политики гитлеровских оккупационных властей.
«Этот национализм расцвел, но расцвел странным образом — ведь создание независимой Украины не входило в планы немцев. Они рассматривали эти земли как будущее поле колонизации, как житницу рейха, и отдельные территории планировались к колонизации немедленно — в том числе район Днепропетровска и другие», — утверждает эксперт.
Поэтому, отмечает он, гитлеровцы, с одной стороны, противодействовали националистам — Бандера и другие были арестованы во время войны, — но, с другой стороны, в пику советской пропаганде они использовали вот эту созданную националистами мифологию для отрыва Украины от Советского Союза.
«Поэтому они и пропагандировали всех этих героев, которых ставили ОУНовцы (члены Организации украинских националистов). Поэтому была такая несколько двойственная политика у немцев. И национализм расцвел даже на востоке Украины. И ячейки ОУН, которых никогда не было в восточной и центральной Украине, они во время войны и появились», — сказал Синицын.
И теперь на Украине сражавшиеся на стороне Гитлера националисты считаются героями и борцами за независимость, констатирует старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков.
«Несмотря на то, что многие вожди служили в абвере, в войсках СС, либо имели армейские звания, фактически за самостийную Украину боролись именно они… Поэтому в нынешних условиях — в условиях существования той самой самостийной Украины, — естественно, что автоматическими героями всегда будут бандеровцы — неважно, федеративной будет Украина или унитарной. Потому что именно они — в сознании многих — боролись за эту Украину. Все равно будет твориться вот этот миф. А те люди, которые служили в милиции, в Красной армии и прочее, будучи даже этническими украинцами, они все равно для этого самостийного украинского проекта будут чужими — представителями империи», — отметил эксперт.
Украинский историк Александр Каревин, в свою очередь, поясняет, почему националистические настроения сегодня доминируют именно на западе страны, в основном в Галиции (историческое название территории западных украинских земель — современной Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей).
«Не надо забывать, что Галиция — это подгеноцидная территория. Во время Первой мировой войны значительная часть населения с общерусским самосознанием была просто физически уничтожена — представители интеллигенции, духовенства, крестьянства, рабочих, все лучшие представители были практически все уничтожены. А те, кто остался, — из них можно было лепить все, что угодно. Этим и занялись те, кого мы сегодня называем так называемыми украинскими националистами», — сказал Каревин.