Гибель двух узбекских рабочих на воронежском заводе «ЖБИ-2» вызвала большой общественный резонанс.
Областной узбекский культурный центр «Ватан» обратился с заявлением к мэру Геннадию Чернушкину, уполномоченному по правам человека Татьяне Зражевской, а также в областную прокуратуру, УФМС, УФСБ.
В заявлении говорится, что один из заводских цехов переоборудован под общежитие, в нем якобы проживают 130 нелегальных трудовых мигрантов из стран СНГ. Они получают копейки и не могут защитить свои права. У них отобраны паспорта и другие документы. Как пояснил председатель узбекского культурного центра «Ватан» Нишон Гульмирзоев, в Воронежской области налажена целая индустрия по поставке нелегальной дешевой рабочей силы из стран СНГ.
– Здесь работает система «черных бригадиров» – посредников, которые везут в Воронеж дешевых и бесправных трудовых нелегалов. Никто из них не хочет работать в России на таких правах, но сама система заставляет людей уходить в подполье. Одно время мы предлагали создать государственную биржу труда для иностранной рабочей силы, построить социальное общежитие, сделать всю систему прозрачной. Ведь силами только одной миграционной службы эту проблему в регионе не решить. Но сейчас работники, приехавшие на воронежские предприятия по официальным трудовым квотам – это лишь крыша, которая прикрывает основной пласт нелегальной миграции.
Официально на промышленный или строительный объект приезжает тридцать человек, но за этими квотами «прячутся» еще триста нелегалов. В результате местное население остается без работы. Ведь работодателю выгоднее принять нелегала – на минимальный оклад, без социальной ответственности перед ним и без налоговых отчислений. Нелегал в Воронежской области работает с пяти утра до 20 вечера за 10-20 тысяч рублей в месяц, из которых он должен «отстегнуть» всем посредникам и «смотрящим». Посредниками являются в том числе паспортистки, которые прописывают по 10-20 человек в так называемые «резиновые» квартиры. Реально у мигранта остается 100-200 долларов, но и это большие деньги, чтобы прокормить на родине свою семью. А ущерб областному бюджету от коррупции в сфере нелегальной миграции наносится в миллиарды рублей.
По словам Гульмирзоева, коррупция заложена в самой системе трудовых квот для мигрантов. Например, одно предприятие может заказать 200-300 квот – с тем, чтобы потом ими торговать «налево». Как поясняет лидер воронежских узбеков, юридически вся система работает безупречно и включает также всевозможные коммерческие миграционные услуги, когда за определенную плату фирмы выдают те же документы государственного образца.
Руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Воронежской области Владимир Белоножкин сообщил РИА «Воронеж», что после обращения узбекского центра «Ватан» региональным омбудсменом инициирована прокурорская проверка ОАО «Завод ЖБИ-2».
– Держим руку на пульсе. Сможем прокомментировать ситуацию только по завершении проверки, – отметил Владимир Белоножкин.
Как стало известно РИА «Воронеж», на ЖБИ-2 сейчас также работают представители ГУВД и областной инспекции по труду. До окончания проверки никто из ведомств инцидент не комментирует.
Между тем, начальник службы внутренней безопасности ОАО «ЖБИ-2» Василий Шацких в беседе с РИА «Воронеж» назвал «чистым вымыслом» сведения, изложенные узбекской общиной в официальных заявлениях.
– Мы работаем с трудовыми мигрантами исключительно по квотам, никаких нелегалов у нас нет. Нам за глаза хватает 70 квот, а на заводе их 78, причем не только для узбеков, но также для белорусов, украинцев и других иностранцев. Зачем нам еще нелегалы? Также полная ложь, что предприятие изымает паспорта у мигрантов и не выпускает их за территорию завода. Я возмущен этим заявлением! Да, у нас произошел несчастный случай, два человека погибли. Они уже стояли на миграционном учете и проживали в общежитии на территории завода, но еще не успели пройти инструктаж по технике безопасности и получить разрешение на работу. Почему они проникли в цех – этим вопросом сейчас занимается полиция. Не понимаю, что хочет доказать региону Нишон Гульмирзоев и почему «ЖБИ-2» попал под раздачу, – прокомментировал Василий Шацких.
Между тем, как выяснилось, погибшие работали на заводе уже много лет, хорошо знали производство и имели здесь хорошую репутацию. Так что не исключено, что в ожидании очередного допуска до работы (трудовая квота выдается каждый раз только на год), Щерали Буриев и Хусейн Сатторов все-таки уже начали зарабатывать деньги на хорошо знакомом производстве.
Василий Шацких не стал пока комментировать эту версию и также предложил дождаться результатов проверки.