Одна из особенностей секты – ее негативное отношение к государству как таковому – и к России, и к США. Согласно иеговистскому учению, государство создано сатаной.
Это определяет неприятие сектой государственной символики, национальных праздников, службы в армии. Сама секта напоминает транснациональную империю, подданные которой присутствуют во всех уголках мира и слепо подчиняются через брошюры предписаниям и трактовкам событий из руководящего центра, расположенного в США. Для сектантов не Библия, не святые отцы, а лишь брошюры секты – единственный источник информации о Боге и необходимом поведении адепта.
Кроме того, по их учению, все религии, кроме организации «Свидетели Иеговы», созданы дьяволом и будут уничтожены. Печатные издания секты изобилуют обличениями грешников, которые живут вне их структуры, обличениями адептов иных религий как служителей сатаны. С этим и связано признание их литературы в России экстремистской.
Сектантам запрещается вступать в брак вне секты, поддерживать связи с родственниками, которые не исповедуют ее учение, использовать в медицинских целях переливание крови. Все это сопровождается внушенным страхом погибнуть в приближающемся Армагеддоне. В США были случаи, когда люди покинувшие секту и владевшие компрометирующей ее информацией, подвергались преследованиям и покушениям на их жизнь.
По данным Минюста РФ, «деятельность организации осуществлялась с нарушениями уставных целей и задач, а также действующего законодательства России, в том числе федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Так, с 2009 по 2016 годы были признаны экстремистскими 95 материалов организации «Свидетели Иеговы» («СИ»), ввезенные и распространенные в России, а также запрещены и ликвидированы 8 местных религиозных отделений, которые входили в структуру организации.
Из протоколов судебных слушаний, со слов защиты следует, что «Управленческому центру Свидетелей Иеговы в России» вменялось обвинение в стремлении к насильственной смене конституционного строя, пропаганда исключительности и другие экстремистские действия. Вслед за запретом деятельности «Управленческого центра» ожидается ликвидация по суду 395 местных религиозных организаций «СИ». На запрете 2277 местных религиозных групп Минюст не настаивает, отмечая, что личное право на свободу совести не будет нарушено. Но за чтение и распространение литературы секты (а в этом одна из главнейших составляющих ее деятельности) адепты могут привлекаться к уголовной ответственности.
Многие граждане России имели опыт общения с представителями этой организации. Мы уже привыкли к этим людям, которые по всему миру ходят парами, довольно навязчиво обращаются к прохожим, отдыхающим в парках, и предлагают свою печатную продукцию. В России и СНГ «иеговистами» становятся чаще всего пенсионеры, которые регулярно обходят все подъезды своего города с предложением взять брошюрку «Свидетелей Иеговы».
Спорить с ними бесполезно, апеллировать к разуму и Священному Писанию, доказывая, что их учение ложно, – тоже бесперспективно. Вас не услышат, секта уже обучила этих людей поведению и аргументации в спорах.
После общения с ними чаще возникает лишь одно желание – попросить этих людей больше никогда вас не беспокоить.
Эту организацию, возникшую в 1870-х годах в США, вряд ли можно назвать протестантской, поскольку учение секты, как уже говорилось, истекает не из Библии. У иеговистов трактовка Библии целиком подчинена их собственному учению, излагаемому в брошюрах «Сторожевая Башня», «Пробудитесь!» и других печатных изданиях, дублируемых на всех языках мира.
«Свидетели Иеговы» не почитают крест, отрицают Богочеловечество Христа; в отличие от всех христиан планеты они «прозрели», что Второе пришествие Христа уже произошло в 1914 году. Их учителя предвозвещают скорый конец света (при жизни поколения, рожденного в 1914-м), в результате которого все грешное человечество погибнет, за исключением самих иеговистов.
Но этим специфика организации не исчерпывается. Как-то на станции метро сидящая рядом женщина, увидев наш смартфон, спросила, есть ли у нас возможность использовать интернет. Узнав, что есть, стала предлагать буклет, рекомендуя посетить сайт с буквами «JW» в названии. Получив встречный вопрос о том, зачем она распространяет учение американской секты, женщина потеряла весь налет благодушия и стала в гневе доказывать, что это не американское учение, а религия, существующая во всем мире. Видимо, ее раздосадовало, что исповедуемое ею учение соотносят с США, к которым она не питает никакой любви, впрочем, как и к России. В гневе она удалилась от нас.
Сегодня журналисты из газеты «The Guardian» в связи с рассмотрением иска в Верховном суде России стали вспоминать о гонениях Гитлера и Сталина на эту секту, проводя параллели с современной Россией.
Но почему-то лукавые журналисты умолчали о том, что деятельность секты в ходе Второй мировой войны была запрещена не только в фашистской Германии, но и в либеральной Канаде – из-за распространения адептами панических настроений среди населения в ожидании Армагеддона и уклонения от службы в армии.
В США и Канаде во время Второй мировой войны около 3,5 тысяч членов этой секты призывного возраста находились в тюрьме, так как отказывались служить государству в условиях войны, хотя бы в альтернативной форме – санитарами в тылу. В современности подобные истории – не редкость.
В Армении, например, в 2000-х годах за уклонение от службы в армии было осуждено не менее 200 представителей «Свидетелей Иеговы».
В самих США длительное время секта считалась неблагонадежной и была зарегистирована как экономический субъект в связи с колоссальными доходами от реализации сомнительной печатной продукции по всему миру. «Благонадежной» для США эта секта, как и многие другие, стала после того, как обнаружились взаимные интересы, связанные с международной политикой.
По оценкам организации «Свидетели Иеговы», у нее насчитывается около 175 тысяч последователей в России. Это одна из крупнейших американских сект в России, социальная база которой у нас, в отличие от других стран, состоит в основном из людей преклонного возраста. Ее адепты – верные служители, которые все свое свободное время, имущество и здоровье отдают секте. Отдают для ее обогащения и влияния.
Эти граждане лишь формально являются россиянами, поскольку фактически живут вне исторических и современных интересов России. И эти последователи становятся разменной монетой в большой геополитической игре, которую США ведут уже несколько десятилетий на европейском пространстве и по всему миру.
Игра связана с трансформацией мира и религиозной карты Европы. Минимальный итог этой борьбы – принятие старыми христианскими странами Европы англо-саксонского протестантского стандарта в сфере государственно-конфессиональных отношений и вытеснение монополии или главенства консервативных форм христианства в этих странах. Но это лишь минимальный ожидаемый итог, цели гораздо шире.
Западная Европа прошла этап борьбы с сектами уже в 1990-е годы. Тогда американские организации, такие как «Саентология», «Свидетели Иеговы», «Адвентисты Седьмого дня», «Церковь объединения» и другие стали флагманами американской сектантской политики во внешнем мире.
В 1990-х годах некоторые из них получили налоговые послабления в США. И эти транснациональные организации, высвободив колоссальные средства, развернули свою активную деятельность в самих Штатах и в Европе. Налоговые послабления пришлись на эпоху развала социалистического лагеря и интеграции Европы. Перед транснациональными сектами тогда открылись новые возможности и новые задачи.
Западная Европа – в прошлом католическая или протестантская, с сильными традициями секуляризма – с 1970-х годов столкнулась с серьезным вызовом новых религиозных движений. Наибольшей проблемой стали американские секты. Быстро вскрылась их связь с ЦРУ, экономический характер деятельности и нацеленность на политическое влияние.
В 1990-е годы европейские страны стали активно вводить антисектантские меры, напрямую не запрещая секты. Лидерами в такой антисектантской работе оказались Франция и Германия. Ряд сект в этих странах были обременены большими налогами, не смогли получить статус религиозных организаций из-за своей экономической деятельности, а их адепты были удалены со всех должностей, финансирующихся государством. Распространялась информация об их реальных задачах влияния на образование, политику, на идеологические и культурные ориентации нации.
В ответ на эти антисектантские меры США усилили давление на политику Франции, Германии, Бельгии, Испании, Греции. Европейское религиозное законодательство и меры противодействия сектам стали подвергаться из-за океана агрессивной критике. Американские представители обвинили, например, Францию в политике, сходной со временами правительства Виши. К этой борьбе, едва не приводящей зачастую к дипломатическим скандалам, привлекались лоббисты – влиятельные сообщества журналистов в США и Европе, правозащитные организации.
Именно тогда традиционными площадками для противостояния национальным интересам европейских стран и защиты интересов сект стали Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский суд по правам человека.
На этих площадках представители «Саентологии» и «Свидетели Иеговы» не стеснялись демонстрировать откровенную поддержку со стороны государственных структур США.
В ходе этой борьбы в Вашингтоне была создана комиссия Госдепартамента США по религиозной свободе (USCIRF). Создана она была несколькими американскими парламентариями для реализации внешнеполитических интересов США (при содействии сект). На основе «мониторинга» комиссия размещает все страны в трехступенчатые списки в зависимости от степени критичности «положения в области свободы вероисповедания» в них. Длительное время Франция, Германия, Бельгия и другие европейские страны находились в ряду проблемных стран. С 2009 года, после принятия «антиэкстремистского» законодательства, Россия также вошла в этот список и была «взята на контроль». О необъективности комиссии свидетельствует то, что она действует при Госдепартаменте США для реализации его политики.
Богатейшие в финансовом отношении транснациональные секты содержат и взращивают целую юридическую и лоббистскую машину, состоящую из юристов, политиков, журналистов, ученых-религиоведов. Эта система отстаивает интересы сектантов по всему миру.
Создан подобный лоббистский аппарат и в России – из сотрудников разнообразных правозащитных центров, русскоязычных сотрудников Кестонского института и даже ряда вполне авторитетных академических институтов страны. Действие лоббистского аппарата впервые было отлажено в ходе борьбы сект и Госдепартамента США с антисектантской политикой Западной Европы.
ОБСЕ изобилует англоязычными докладами за разные годы по так называемым проблемам прав человека в России. Эти доклады представлены разнообразными лоббистами сект и непосредственно сектантскими религиозными организациями («Саентология», «Свидетели Иеговы»). В числе информаторов, готовящих доклады для ОБСЕ, известны такие структуры как «Human Rights Watch», «Международная амнистия», «Форум 18», «Права человека без границ», «Международная ассоциация религиозной свободы» (МАРС) и даже российские – информационно-аналитический центр «СОВА», «Мемориал». Отметим, что одна из крупнейших организаций по защите религиозной свободы – «МАРС» – является адвентистской, и всегда возглавляется исключительно представителем американской Церкви адвентистов Седьмого дня.
Представляется любопытным содержание докладов «Свидетелей Иеговы», использующихся на собраниях ОБСЕ по проблеме прав «религиозных меньшинств» в России и для отчетов Комиссии США по религиозной свободе.
На сайтах «Свидетелей Иеговы» создаются карты с отметкой массы населенных пунктов России, где у секты возникали проблемы. Таким образом, в этих докладах они раскрывают интересы организации к регионам России стратегического значения или наиболее значимым с точки зрения национальной безопасности.
Согласно докладам «Свидетелей Иеговы», значительное число проблем в прошедшие годы у них возникало в регионах Северного Кавказа и в Южном федеральном округе, а также в национальных республиках России или регионах, где наиболее развита секретная промышленность.
Очевидно, что США всячески содействуют распространению сект по всему миру. Секты для США являются политическим, экономическим и идеологическим инструментарием. Специфика американской политики в области религии определяется глубоко прагматичным подходом, позволяющим использовать любую созданную на своей или на чужой территории традиционную или нетрадиционную организацию для реализации своих внешнеполитических целей.
Накал борьбы европейских стран против сект и за свою национальную безопасность снизился в 2000-е годы. Это не означает, что секты начали чувствовать себя в Европе свободнее, но говорит о том, что такой метод политического давления на Европу Штатами более не востребован. Европа и без того идет в фарватере американской политики. Чистая политическая прагматика.
Показательно и изменение риторики резолюций и рекомендаций ПАСЕ по вопросам сект. В отличие от резолюций конца 1990-х годов, продиктованных, главным образом, Францией, в 2007 году там уже нет жесткой риторики по отношению к сектам, особенно в тех местах, где речь идет о Центральной и Восточной Европе.
Вероятно, Европа осознала, что секты (хоть и американские) – это одно из средств трансформации сознания из «восточного» в «западное», и они могут быть полезны не только США.
Секты во многом облегчают процесс интеграции новых стран Восточной Европы в так называемую «единую Европу». Мы имели печальную возможность убедиться в этом на примере Украины, где число иностранных сект в последние десятилетия стало колоссальным.
Игорь Романов, Владислава Романова