В Узбекистане 14 января отмечается День защитников Родины, установленный в 1993 году.
Скрытая мощь
Для большинства экспертов и тем более обывателей Вооруженные силы Узбекистана предстают собой не просто загадку, а тайну за семью печатями. Засекречено буквально все — общее количество солдат и офицеров, снабжение армии не только новой военной техникой, но и обмундированием и продуктами питания.
Несмотря на это в постоянно публикуемых докладах и обзорах армий стран мира ведущие международные институты раз за разом называют ее одной из самых боеспособных в СНГ.
Так, например, Узбекистан стал мощнейшей военной державой в Центральной Азии, заняв 54-е место в последнем исследовании экспертов Global Firepower, опубликованном в сентябре прошлого года.
Вооруженные силы Узбекистана обогнали не только своих коллег по цеху: Казахстан — 66 место, Кыргызстан — 78, Таджикистан — 81 и Туркменистан — 90, но и большинство других стран постсоветского пространства. Позади остались Азербайджан — 63, Армения — 74, Грузия — 75, Латвия — 87, Литва — 92 и Эстония — 108. Впереди только традиционные лидеры — Россия, Украина и Беларусь.
Кадры решают все
Всего 24 года назад ситуация была совсем другой. Развал Советского Союза обусловил массовый отток из армии большей части офицеров. В 1990 году местные офицеры составляли лишь 0,6% от общего числа военнослужащих страны. В первую очередь Генштабу пришлось решать вопрос создания действенной системы подготовки офицерского состава.
Специалисты разработали базовую модель военного образования, в основу которой было положено несколько тезисов. Один из них закрепил поэтапное движение вперед без коренного уничтожения советского прошлого, а напротив с его плавным вписыванием в новые реалии.
Как рассказали участники тех событий, им иногда становится смешно, когда некоторые молодые узбекские политические деятели, причем большая часть из них — люди далекие от армии, с пафосом рассуждают, что узбекская армия появилась в 1992 году, после подписания главой государства постановления о воинских частях и военных образовательных учреждениях. Это, конечно, не так.
Вооруженные силы Узбекистана являются приемниками частей бывшей советской армии, которые были расквартированы в свое время в Узбекской ССР. Именно советские методы обучения и подготовки стоят в основе современной армии Узбекистана. При этом большая часть стрелкового оружия и техники, состоящей на вооружении, — это еще советское наследство, часть из которого была модернизирована. Также превалирует и российская техника, хорошо знакомая местным офицерам.
В начале 1990-х годов в стране работали три высших военно-образовательных учреждения — Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, Чирчикское высшее танковое командно-инженерное училище и Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище. Именно они стали базой для подготовки военных кадров. Постепенно к ним добавлялись новые образовательные учреждения, специализирующиеся на выпуске узкопрофильных военных специалистов.
Так, например, в мае 1993 года был открыт специальный факультет при Ташкентском университете информационных технологий, готовивший военных специалистов в радиоэлектронике, в сентябре 1994 года — Джизакское высшее военное авиационное училище.
В 1995 году появилось так называемое сердце отечественной армии — Академия Вооруженных Сил, которая сегодня отвечает не только за подготовку высшего командного состава, но и координирует разработку военных стратегий и доктрин. Завершило формирование военной образовательной модели появление в июле 2012 года Военно-медицинского факультета при Ташкентской медицинской академии.
Новые угрозы и реалии
Советский Союз мыслил глобально и подходы к формированию войсковых частей были соответствующие. Узбекистану пришлось коренным образом менять состав и дислокацию частей, создавать принципиально новую организационно-штабную структуру.
Уже тогда, в начале 1990-х годов, стало понятно, что основную угрозу национальной безопасности представляют экстремисты и террористы, которые потенциально могли проникать в республику из Афганистана и территорий других сопредельных государств СНГ.
Проблема заключалась в том, что большая часть границы с Афганистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном проходила в труднодоступных горных районах. Поэтому была принципиально изменена система управления родами и видами войск. Отныне ее возглавил Объединенный штаб, ставший по-настоящему центром оперативно-стратегического управления. Были созданы военные округа, на важнейших операционных направлениях границы появились мобильные и самодостаточные подразделения, в первую очередь, батальоны Сил специальных операций, Корпуса по борьбе с терроризмом.
Для повышения эффективности и огневой мощи этих подразделений в их подчинение были переданы бригады вертолетной техники, что позволило проводить быстротечные боевые операции, в том числе для предотвращения наркотрафика через границы.
Были кардинально изменены и условия прохождения военной службы. В 2003 году ее сроки сократились с 18 до 12 месяцев, а с 2008 года призыв на срочную военную службу стал осуществляться один раз в год — в феврале-марте.
Еще одной интересной новацией для армии стало появление в 2012 году Общественного совета при Министерстве обороны, который стал отвечать за формирование механизма гражданского контроля Вооруженных Сил. Среди последних громких заявлений этой организации — призыв отказаться от георгиевской ленточки, заменив ее флагом Узбекистана.
Вопрос техники
Что касается современного состояния отечественной армии, то, к сожалению, Министерство обороны Узбекистана продолжает отстаивать позицию, что неведение журналистов, а значит и потенциальных противников о численности армии и ее технической составляющей — один из главных рубежей обороны. Поэтому, если изучить огромный пласт хвалебных статей, выходящих в местной прессе, интернете или сюжетах на телеканалах в преддверии праздника, становится ясно только одно — что ничего не ясно.
Эта позиция вполне объяснима и имела право на существование еще лет 20 назад. Но сегодня в условиях информационных войн и глобализации общества она делает армию отличной мишенью для информационных атак.
В этом случае характерны действия российской армии, которая в последние годы взяла курс на максимальную открытость своих действий. Яркий пример — освещение действий Воздушно-космических сил России в Сирии.
Итак, что же такое узбекская армия? Согласно данным ряда американских и европейских аналитических институтов военный бюджет Узбекистана ежегодно варьируется в районе 70-80 миллионов долларов. Если сопоставить с ВВП Узбекистана, который в 2014 году превысил 25 миллиардов долларов, это не такая уж большая сумма. Для сравнения военный бюджет России оценивается в 60 миллиардов долларов.
Что касается численности военнослужащих, то здесь Узбекистан уступает своему главному конкуренту — Казахстану. Сейчас в узбекской армии насчитывается примерно 65 тысяч военнослужащих, а в Казахстане — 110 тысяч.
Вооруженные силы, согласно отчету Global Firepower, обладают 420 танками, 715 боевыми машинами пехоты, 143 самоходками, 880 орудиями и 109 системами залпового огня. Неплохо пересчитаны и военно-воздушные силы — 69 истребителей, 89 различных самолетов группы атаки с фиксированным крылом, 49 транспортников, 65 обычных и 25 боевых вертолетов, а также другая техника.
При этом Узбекистан не оставляет попыток избавиться от российского вооружения.
В частности, американцы в конце прошлого года завершили передачу Узбекистану 308 крупногабаритных бронемашин с усиленной противоминной защитой, а также 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин. Кроме того, в середине 2015 года армия США передала 20 полноприводных автомобилей MAN для подразделений пограничных войск Службы национальной безопасности Узбекистана, а представители высшего командования США заявляли и о некой расширенной программе подготовки американскими спецназовцами узбекских коллег, реализация которой началась в 2015 году.
В южнокорейских СМИ появлялась информация о договоренностях с Узбекистаном по продаже 12 учебно-боевых сверхзвуковых самолетов Т-50 Golden Eagle стоимостью 400 миллионов долларов. Данные истребители были разработаны совместно с компанией Lockheed Martin. Узбекская сторона никак не комментирует этот факт.
Также молчит Минобороны и по поводу появившейся информации о покупке узбекской армией партии китайских беспилотных летательных аппаратов Chengdu Pterodactyl и военно-транспортных самолетов Airbus C295W.
Тем не менее, по оценкам экспертов, Россия в ближайшие десятилетия останется основным поставщиком стрелкового оружия и техники в Узбекистан. Также будут расширяться контакты в военно-образовательной сфере, уже сегодня сотни узбекских офицеров проходят обучение в российских профильных вузах. Среди озвученных потенциальных военных контрактов — закупка Узбекистаном в этом году партии авиационных ракет Р-73 класса «воздух-воздух».
В конце 2014 года состоялся исторический визит Путина в Узбекистан, в ходе которого был решен вопрос о реструктуризации узбекского долга России. Это открыло для двух стран новые возможности по расширению военно-технического сотрудничества. Прежде Москва не могла выдавать Ташкенту кредиты для покупки оружия.