18+
27 Ноября 05:17
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

В Ташкенте «сочинили» самолет

Группа энтузиастов во главе с кандидатом технических наук, доцентом Азизом Султановым из авиационного факультета Ташкентского государственного технического университета ( ТГТУ ) имени Беруни предложила для серийного производства оригинальные типы двух самолетов, отвечающих требованиям современного рынка крылатого транспорта.

Начнем с того, что авторами разработки получены официальные патенты Государственного патентного ведомства республики Узбекистан, о них не раз сделаны доклады на республиканских и международных научно – технических конференциях в ТГТУ, опубликованы статьи в специальных изданиях  Академии наук нашей страны.

 

Так что же предлагают столичные ученые и конструкторы?

   По словам заведующего кафедрой « Конструкция и проектирование летательных аппаратов» авиафакультета Азиза Султанова, в эскизном проекте сельскохозяйственного  самолета нового поколения использован ряд оригинальных технических решений, позволяющих этому самолету иметь весьма высокие технико – экономические показатели. Прежде всего,  он может выполнять агротехнические операции на малой высоте в автоматическом режиме, в том числе и в темное время суток. А это дает возможность использовать технологию « ультрамалообъемного опрыскивания» полей, при которой себестоимость обработки снижается на порядок и особенно над посевами в степных районах.

Как тут не вспомнить легендарный « кукурузник» —  Ан- 2, разработанный знаменитым авиаконструктором Олегом Антоновым в Киевском ОКБ, которое сейчас носит его имя. А это было аж 65 (!) лет назад и с тех пор, говорят, он установил мировой рекорд в истории авиастроения: его общий серийный « тираж» превысил миллион экземпляров.Ан- 2 сходил со стапелей авиазаводов Украины, России, Польши, Китая, экспортировался на разные континенты, летал над просторами Арктики и Антарктиды. Любимый разными поколениями  авиаторов самолет, который ласково прозван « аннушкой» ,  и поныне несет небесную вахту. В том числе в дочерней авиакомпании «САР» ( Спецавиаработы) НАК « Узбекистон хаво йуллари», где этот биплан используют для нужд фермерских хозяйств, геологических, нефтегазовых и иных служб.

По сравнению с « аннушкой» новый сельхозсамолет( СХС)  может намного эффективнее работать, а себестоимость агротехнических операций над хлопковыми и зерновыми картами может снизиться в два- три раза. Ташкентские специалисты уже разработали комплект конструкторской документации на эскизный проект  СХС и готовят конструкторско – технологическую документацию для рабочего проектирования. Авторы уверяют, что новинка пригодится не только в аграрном деле, но и в фитомелиорации, аэрофотосьемке, картографии, воздушном патрулировании автомагистралей, трубопроводов и лесных угодий. Наконец, этот самолет станет крылатой партой для первоначального обучения пилотов, пригодится в авиационном спорте…

Та же группа энтузиастов во главе с доцентом Азизом Султановым предлагает  новую концепцию создания гражданских специальных грузовых самолетов ( СГС), учитывая возрастающую долю во всем мире перевозок различных грузов крылатым транспортом, включая межконтинентальные перелеты. Общеизвестно, что подобный авиапарк скомплектован сугубо из грузовых модификаций пассажирских лайнеров и гражданских  вариантов военно- транспортных самолетов. Определенная часть такой транспортной операции, входящей в понятие « глобальная логистика», приходится на грузовые отсеки пассажирских самолетов. Правда, есть считанное количество крылатых грузовиков типа Боинг-747, Ан- 124 и  А-300 для перевозки  крупногабаритных  и очень тяжелых конструкций.

 А что происходит, когда пассажирский салоны лайнеров переоборудуются в грузовые отсеки? В результате этого объемы последних становятся значительно переразмеренными по отношению к коммерческой грузоподьмности самолета —  в среднем на 40 процентов. Иначе говоря, попросту возят…воздух. Этим страдают, например, грузовые варианты Боинга- 747-400 и Ил-96Т, хотя они могли бы перевозить за раз намного больше грузов. Можно ли повысить эффективность крылатой логистики?

Потому и нужно создание СГС. Уменьшение геометрических размеров его фюзеляжа позволит с одной стороны уменьшить массу и сопротивление, с другой —  рост аэродинамического качества уменьшит расход топлива на тонну груза. Значит, нужен специальный и в то же время универсальный грузовой самолет – для сыпучих грузов и жидких продуктов ( воздушный танкер). Азиз Хаджиевич считает, что новая машина должна выполнять как можно больше полезной работы, а сама быть как можно меньше в общем балансе массы.

Ташкентцы предлагают совершенно новый класс технических средств крылатого грузовика. В его проекте предлагается схема с двумя тамдемно расположенными крыльями. Фюзеляж отличается тем, что пилотская кабина находится в нижней носовой части, а сам фюзеляж имеет овальное сечение, образуемое сопряженными радиусами. Предложены и другие оригинальные решения – как ради эффективности перевозки грузов, так и для повышения безопасности полетов. Проведены параметрические  исследования трех вариантов СГС —  для максимальной коммерческой нагрузки от 170 до 250 тонн для расчетной дальности полета от 6 тысяч до 12 тысяч километров.Тогда себестоимость грузовых перевозок составит от  0, 26 долларов на тонну- километр до 0,291 долларов на тонну- километр.

Предложения узбекских ученых и конструкторов одобрил ряд зарубежных экспертов. Теперь стоит задача: где  и как эффективно запустить серийный выпуск СГС? Видимо, понадобятся инвестиции и формирование совместных  предприятий. Может, с Россией, США или Евросоюзом, или в рамках ШОС.

 

   Шахабутдин ЗАЙНУТДИНОВ

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности