Всего в нынешнем году число приезжих в Питере снизится на 20%. Уже город и область недосчитались 12 тысяч трудовых мигрантов. Как это отразится на жизни горожан?
Испугались экзаменов
Тихий образцово-показательный дворик на улице Гастелло в Московском районе. Всего полгода назад дворниками здесь работали исключительно мигранты из стран Средней Азии. Работали неплохо, убирали дворы чисто, местные жители на них практически не жаловались. Сегодня в ярких оранжевых робах — россияне. С наступлением кризиса большинство узбеков и таджиков уехали на родину.
— Вы не представляете, как мы рады, — признаются женщины, гуляющие с малышами на дворовой детской площадке. — Ничего против мигрантов мы не имеем, работники они ответственные, но мы находились в состоянии напряжения, когда рядом с нашими детьми работали приезжие. Вроде никакой агрессии, а на душе неспокойно. Теперь вместо них трудятся русские женщины и убирают территорию ничуть не хуже!
— В прошлом году я не могла найти работу дворника в своём районе, — говорит Елена Виленина. — Приходилось устраиваться за тридевять земель, там, где начальники управляющих компаний не жаловали приезжих. У нас же на Гастелло и Гагарина все места были забиты гастарбайтерами. Перед Новым годом ситуация кардинально изменилась, и я с удовольствием перевелась поближе к дому.
Большинство мигрантов уехали из Северной столицы из-за изменения курса валют. Но это не единственная причина. Некоторых отпугнуло введение обязательного теста на знание русского языка, истории и российского законодательства.
— Я думаю, в ближайшее время в Петербурге останется не более 30% от сегодняшнего количества граждан Таджикистана, — говорит Каромат Шарипов, председатель общественного движения «Таджикские трудовые мигранты». — Чтобы прибыть в Северную столицу, сегодня надо иметь около 50 тысяч рублей: заплатить за всевозможные сертификаты, медицинские карты, дорогу, проживание. На это можно пойти, если есть гарантия, что потом ты отправишь семье заработанные деньги. Но с учётом девальвации рубля всё усложнилось.
Транспортники «разжирели»
В начале года коммунальные службы столкнулись с нехваткой мужской силы. Всё же работа дворником — не из лёгких, приходится и лёд колоть, и снег расчищать. Но не прошло и месяца, как на освободившиеся места начали приходить мужчины-россияне предпенсионного возраста.
В основном те, кто потерял работу из-за кризиса. Поэтому ситуация постепенно выправляется. Сейчас дворники получают около 20 тысяч рублей в месяц, летом доходы чуть ниже. Но многие трудятся в две смены и неплохо зарабатывают.
Похожая ситуация практически во всех сферах. Уменьшается количество гастарбайтеров среди водителей автобусов, на их места возвращаются россияне, которые были вытеснены с маршрутов.
— В перевозках творился беспредел, иностранцы были готовы пахать круглосуточно за 10-15 тысяч рублей, — говорит Иван Бердин, водитель автобуса. — Россиян выдавили на дальние междугородние маршруты, где пристально отслеживаются график и режим водителя. Сейчас начали появляться вакансии на городских маршрутах. Владельцы транспортных компаний за время мигрантского бума «разжирели» и платят копейки. Но мы будем отстаивать свои права, требовать достойной платы за труд.
Не коснулась новая тенденция пока лишь строительной сферы. Заработки там хорошие, поэтому мигранты за работу держатся. Но первая ласточка уже пролетела: из-за оттока приезжих из Средней Азии на стройке стадиона на Крестовском острове было заменено 15% рабочих. На место низкоквалифицированных гастарбайтеров пришли строители-россияне, специалисты из восточных стран Европы.