Глава управления по вопросам миграции МВД Ольга Кириллова рассказала о том, как изменится работа с трудовыми мигрантами и беженцами в условиях ликвидации ФМС России и передачи ее полномочий ГУ МВД по миграции. Фактически не изменится ничего.
— Как изменится порядок оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданства РФ? Ждут ли какие-либо изменения граждан в этой сфере?
— Никаких изменений в ближайшее время не планируется. Но в рамках Концепции государственной миграционной политики мы будем реформировать институт разрешения на временное проживание и вида на жительство.
В целом порядок оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство и приобретения гражданства определен федеральными законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О гражданстве Российской Федерации».
— Расскажите, пожалуйста, о том, изменится ли порядок выдачи патентов на работу мигрантам. Перейдут ли в подчинение МВД центры по выдаче этих документов в поселке Сахарово и в населенном пункте Путилково под Красногорском?
— Да, разрешительные документы, позволяющие иностранным гражданам работать в России, будут оформляться так же. Этот механизм отлажен и хорошо работает. Уже нет очередей, какие были раньше. Иностранцу, прибывшему в Россию на заработки, сегодня проще оформить патент, чем находиться «в тени». Об этом говорит увеличение количества оформленных патентов и снижение числа правонарушений в сфере трудовой деятельности иностранных граждан. Получая патент, иностранец проходит дактилоскопическую регистрацию, медицинское обследование, а также сдает экзамен на знание русского языка, истории и законодательства России.
Все данные сохраняются в нашей информационно-аналитической системе. Они могут быть использованы в том числе и для решения правоохранительных задач. Что касается названных вами центров по выдаче документов, то они никогда не подчинялись ФМС. Эти центры находятся в ведении уполномоченных организаций, которые определены в каждом субъекте, в данном случае — в Москве и Московской области.
— В последние два года мигранты, желающие получить работу в РФ, обязаны были проходить медкомиссию и сдавать экзамен по русскому языку. Будут ли изменения в этой сфере? Откуда МВД планирует привлекать медиков и преподавателей для выполнения этих задач?
— Эти вопросы находятся в ведении Министерства образования.
— Планируете ли как-либо ужесточить или, наоборот, облегчить порядок въезда и пребывания в России трудовых мигрантов?
— По имеющимся данным, с начала 2016 года в нашу страну въехало 6 млн иностранных граждан, а сейчас у нас находится около 10 млн.
Большинство составляют приезжие из стран, которые имеют с нами безвизовый режим. Это, например, Украина, Узбекистан и Таджикистан. Приезжие из этих государств могут находиться в России 90 суток в течение 180. Эта норма не касается лиц, оформивших патент на право заниматься трудовой деятельностью. При этом граждане государств, входящих в Евразийский экономический союз (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), пользуются на территории нашей страны рядом преференций. Например, им можно работать без оформления патента. Въезжать и выезжать из страны иностранные граждане могут по действующим правилам Российской Федерации. На сегодняшний день все осталось по-прежнему. Тем не менее мы должны понимать, кто к нам приезжает, откуда и с какими целями. В связи с этим будем продолжать работу по совершенствованию механизмов контроля при въезде и пребывании иностранцев в России.
— После начала боевых действий на юго-востоке Украины власти России ввели для бежавших от войны жителей Донбасса особый статус пребывания — им было не нужно оформлять РВП и вид на жительство. Что ждет этих людей сейчас?
— Ранее принятые решения действуют и сегодня. Более того, 31 июля вступит в силу новый закон, который еще больше облегчит положение убежавших от войны. Согласно документу, люди, которые прибыли в экстренном массовом порядке и получили временное убежище, статус беженца или стали участниками Госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, смогут обратиться за оформлением вида на жительство, минуя процедуру получения разрешения на временное проживание. В результате люди получают большие преференции в части пенсионного и медицинского обеспечения. С начала этого года более 1,3 тыс. граждан Украины обратились в ФМС России для определения их правового статуса в нашей стране. Эти люди получили статус беженца, разрешения на временное пребывание, стали участниками Государственной программы переселения соотечественников.
— Расскажите поподробнее, как в целом проходит эта программа? Она продолжится после передачи функций ФМС в МВД?
— Да, координация работы по переселению соотечественников в Россию отнесена теперь к компетенции ГУВМ МВД России. Действовать Государственная программа начала в 2007 году в 12 пилотных регионах России. Сегодня в ней участвуют уже 60 субъектов страны.
С момента ее начала в Россию переселились уже 500 тыс. наших соотечественников.
Наибольшей популярностью у них пользуются субъекты Центрального, Сибирского и Северо-Западного федеральных округов, принявшие 43,7, 17,6 и 11,5% переселенцев соответственно. В десятку лидеров по приему соотечественников входят Калужская, Липецкая, Калининградская, Воронежская, Тульская, Новосибирская, Омская, Курская, Тверская и Саратовская области. Хочу отметить, что образовательный уровень прибывших в Россию участников программы достаточно высок. Более 41% переселившихся имеют высшее либо неоконченное высшее образование, количество лиц со средним профессиональным образованием составляет почти 40%. Большинство переселенцев по возрастному критерию относится к экономически активным слоям населения — их доля составляет около 72%.
— Гордостью ФМС была единая база учета выезда и въезда иностранных граждан. Будет ли МВД ее использовать?
— Действительно, уже накоплен колоссальный массив информации. Благодаря этой системе мы видим все передвижения иностранного гражданина в нашей стране, начиная от даты и места въезда в Россию до получения различных документов и совершенных иностранными гражданами правонарушений, при этом не только в сфере миграционного законодательства. Мы обладаем электронными досье более чем на 170 млн иностранных граждан, когда-либо находившихся в нашей стране. Все информационные базы будут пополняться, при необходимости модернизироваться и, конечно, будут использоваться в полном объеме в дальнейшей работе в системе МВД России.
— Изменятся ли порядок и основания административного выдворения иностранцев из России за совершенные правонарушения?
— Нет, порядок и основания административного выдворения остаются неизменными. Сегодня за нарушение миграционного законодательства предусмотрена административная ответственность вплоть до выдворения в принудительном порядке, что прописано в КоАП РФ. Как показывает практика, в основном иностранцы нарушают сроки законного пребывания или правила осуществления трудовой деятельности в РФ. Надо отметить, что если приезжий совершил подобное нарушение на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то его выдворяют автоматически, сразу после выявления его правонарушения. Одновременно мы продолжаем работу по контролю за сроками пребывания иностранных граждан, нарушение которых может повлечь запрет въезда в страну на период от трех до десяти лет. В настоящий момент закрыт въезд в Российскую Федерацию более 2 млн иностранных граждан.
— Будут ли созданы оперативно-разыскные подразделения МВД по борьбе с нелегальной миграцией?
— До передачи функций МВД России ФМС выявляла нарушителей миграционного законодательства совместно с полицией. В системе МВД России уже существуют подразделения, наделенные полномочиями в сфере оперативно-разыскной деятельности, с которыми мы наладили тесное взаимодействие. Уверена, что сейчас эта работа будет более эффективной.
Мы сохраним серьезный подход к организациям и гражданам, которые используют труд мигрантов-нелегалов и создают условия для их работы.
В нашей стране совершенно справедливо, на мой взгляд, сделан акцент на ответственности в отношении работодателей. За незаконное привлечение к трудовой деятельности организация может быть привлечена к многомиллионному штрафу либо административному приостановлению деятельности, а организаторы незаконной миграции — и к уголовной ответственности.